ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
Філософія, культура

Філософія, культура

«Зрителю должен быть понятен наш язык»
02.11.05.
С 14 по 17 октября в киевском «Доме кино» прошел Третий Международный фестиваль православного кино «Покров». Третий форум собрал лучшие работы и творческие группы из многих стран. Было представлено более пятидесяти христианских фильмов, подавляющее большинство из которых – премьеры. В конкурсном просмотре принимали участие известные журналисты, кинематографисты, режиссеры и представители духовенства. В номинации «Телепередачи» лучшей признали новый проект Днепропетровской студии «Лествица» «Луг духовный». О том, как проходил фестиваль в этом году рассказал руководитель студии «Лествица» протоиерей Игорь Собко.
    Читати далi   » » »
Диакон Василий ПЕЧЕВИСТЫЙ. У Церкви и науки одна цель
26.09.05.
Открытие конференции „Культура храма: от внешнего к внутреннему” совпало с праздником Рождества Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 21 сентября митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, в сослужении севастопольского духовенства, совершил Божественную литургию в Свято-Владимирском Херсонесском кафедральном соборе, нижний придел которого, освященный в честь этого праздника, был в древности одной из крупнейших базилик Херсонеса. По преданию, в нем принял крещение святой равноапостольный князь Владимир.
    Читати далi   » » »
Влад ГОЛОВІН. Невидима святість
28.07.2005
Сьогодні у віруючих популярна фраза — “оскуде преподобный” (“не стало праведного”) (Пс. 11, 2). Тобто, часи святих були колись давно, а тепер преподобних уже немає. Така собі звична романтизація минулого. Але святі є завжди, адже Господь обіцяв, що буде з нами завжди, а не лише в якісь окремі періоди історії. Якщо Христос із нами, то й святі теж з нами. Проблема лише в тому, що істинна святість — це не тільки здатність воскрешати мертвих і зцілювати хворих.
    Читати далi   » » »
Анатолий ГОРОБЕЦ. Благовестник
14.07.05
Его часто можно увидеть по телевизору в различных телешоу. Кассеты с его лекциями есть почти в каждой иконной лавке. Его знают как профессора Московской Духовной Академии и старшего научного сотрудника кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Он один из самых популярных и активных проповедников Православной Церкви. Но чаще всего его называют просто -диакон Андрей Кураев.
    Читати далi   » » »
Лариса САБАНІНА. Голос духовної музики
06.06.2005.
Парафія Спасо-Преображенського собору у Нікополі вже десятий рік поспіль проводить великодній концерт «Радуйтеся, люди!». Цього року він відбувся у культурно-спортивному комплексі заводу феросплавів і став помітним явищем у культурному житті міста. „Після такої музики душа піднеслася кудись під небеса й не хоче повертатися на землю”, – так передав свої враження від концерту один зі слухачів. Відкрив концерт хор Спасо-Преображенського собору (регент – протодиякон Михайло Марущак). Уже скільки років слухають люди оповідь про Воскресіння Христове, і не старіє ця тема. І кожне покоління бачить свій результат у вічній боротьбі добра й зла...
    Читати далi   » » »
Юрий СКУБАК. «Пойте Богу нашему, пойте…»
30.05.2005
Святые отцы понимали, как и всю силу музыки и все очарование, которое производит она на душу человека, так и необходимость человека выразить свои чувства в молитве с Богом не только словами, но и при посредстве музыки. Они, просвещенные благодатью Божией, будучи глубокими знатоками человеческой природы, не оставили без внимания потребность человеческой души, её способность, её творческие возможности, и открыли путь к полноценному музыкальному самовыражению молящейся Церкви. Если внимательно читать Слово Божие, то можно заметить, что, как и лекарство от беспутства, так и правильный выход эмоций для радостного и счастливого человека – это псалмопение, которое само по себе является духовным. В псалмопении присутствует элемент радости, красоты и услаждения, который способствует молитве и славословию Бога.
    Читати далi   » » »
Елена ЖИВКОВА. Синайские иконы
19.03.2005
В Национальном музее Западноевропейского искусства имени Богдана и Варвары Ханенков открылся новый зал экспозиции, посвященный иконам доиконоборческого периода (VI-VII столетий). Начало исследованиям этих уникальных ценностей положил выдающийся историк архимандрит Порфирий (Успенский) (1804 1885 гг.). Именно он нашел в древней башне монастыря в честь святой Екатерины уникальные образы, первым понял их научную ценность и привез в Киев. Более десяти лет древние иконы находились в запасниках музея. Их исследовали, реставрировали и готовили к экспозиции. Для уникальных памятников духовности и культуры были оборудованы специальные помещения, которые помогали поддерживать внутри необходимую температуру а влажность. За это время иконы принимали участие в грандиозных выставках по всему миру. Были на Крите, в Афинах, в Салониках, в Риме и Москве. К сожалению, сегодня эта бесценная коллекция больше известна за пределами Украины, чем на Родине, потому что в годы атеистического произвола памятники сакрального искусства подвергались тотальному истреблению.
    Читати далi   » » »
Протоиерей Вадим БОНДАРЕНКО. Типология отечественной философской мысли
08.02.2005
Боже мой! Чего мы не знаем, чего мы не можем! Мы измерили моря, землю, небо, открыли несметное множество миров, строим «непонятные» машины. Но чего-то не достает! Не наполнить ограниченным и преходящим душевной бездны (Г.С. Сковорода).
Исследования, избирающие предметом своего интереса широко понимаемую русскую философскую мысль, не являются для людей, привычных к академическому типу философии, занятием методологически простым. Очевидное отсутствие в русской мысли концентрации на основополагающих для классической философии проблемах – гносеологических и онтологических – приводит к тому, что ключевыми в ней становятся вопросы историософского, социального, политического и нравственного характера. Сильно окрашенные религиозным, этическим и эсхатологическим содержанием, они являются своего рода субституцией наиболее важным, с точки зрения западной философии, проблемам бытия и познания. Вовлеченность русской мысли преимущественно в проблематику практической философии приводит к тому, что темы философии теоретической остаются за границами ее рефлексии. Безусловно, они присутствуют, однако, говоря о русской философской парадигме и давая ей обобщенную характеристику, утвердительно можно сказать, что присутствуют они лишь фрагментарно, но никак не концептуально.
    Читати далi   » » »
Александр КУКУИШКО. Алексей Хомяков
Алексей Степанович Хомяков относился к тому очень редкому типу людей, которые на протяжении всей своей жизни не переживают кризиса мировоззрения. Для него истины Православия и особое место славянства в мировой истории всегда оставались вне всякого сомнения. Алексей Хомяков (1804-1860) происходил из старинного дворянского рода, получил прекрасное образование (окончил Московский университет с ученой степенью кандидата математических наук).
    Читати далi   » » »
Кандидат филологических наук Александр ЯРОВОЙ. Голос в пустыне
Об отзвуке православного мировоззрения в украинской прозе советского периода. В литературоведении имеется такое понятие – поэтика контрастов. Это когда на пересечении разнонаправленных векторов действительности творятся новые художественные значения, новое эстетичное содержание... Период официального атеизма требовал от украинских (да и не только от украинских) писателей говорить о земных “общественных успехах”. Однако как может земное полноценно существовать без небесного, духовного? Каким идеалом можно заменить идеал Христового учения, высоту всепобеждающей Любви?
    Читати далi   » » »
Митрополит Днепропетровский и Павлоградский ИРИНЕЙ. Православие в мировой культуре
22.12.2004
Православная традиция, настаивающая на приоритете духовных ценностей в жизни людей, не игнорирует ценностей материальных, ибо предполагает ответственное участие человека в Божьем творении. Возделывание райского сада есть библейский образ соучастия людей в осуществлении Божьего замысла о мире и человеке. Поэтому, воспитывая людей для Царствия Божия, Церковь призвана в то же время, содействовать формированию такой личности, которая была бы способна "возделывать сад", устроять лучшую жизнь, делать мир прекрасней. Вот почему Церковь всегда обращала особое внимание на образование, долгое время оставаясь практически единственной институцией, осуществлявшей обучение народа.
    Читати далi   » » »
Протоієрей Олександр ВОРОНА. Музика та її вплив на людину
Музика в тій чи іншій формі пронизує всю історію людства, починаючи з наших прабатьків Адама і Єви. Божественною музикою і піснеспівами був наповнений весь нематеріальний світ, усе, що ми називаємо раєм. Пророк Ісаія свідчить, що навколо Престолу Божого предстоять Серафими, невпинно славословлячи Господа ангельською піснею: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Уся земля повна слави Його”. Це ж підтверджують і безліч праведників, що удостоїлися ще за життя бути піднесеними у горні обителі.
    Читати далi   » » »
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин. Традиционные религии перед вызовом секуляризации
Важнейшей вехой нашего времени с полным основанием можно назвать сужение влияния традиционных религий в обществе и на общество. Это поистине эпохальное явление сегодня именуют секуляризацией, и оно имеет европейское или западное происхождение. В отношении того, что представляет собою это явление, существуют разные мнения, которые зависят от мировоззрения и религиозной или конфессиональной принадлежности исследователя. Вначале этим словом называли отчуждение собственности у религиозных организаций, но в наше время оно охватывает широкий спектр оттенков (мнений).
    Читати далi   » » »
Протоирей Дионисий ДУНАЕВ. Индивидуация и самость в психологии К.Г. Юнга
В психологии Юнга индивидуация (Individuation) является процессом психологической дифференциации, осуществляющим развитие индивидуальной личности: “Индивидуация есть процесс образования и обособления единичных существ — говоря особо, она есть развитие психологического индивида как существа отличного от общей, коллективной психологии… Индивидуация стоит всегда в большей или меньшей противоположности к коллективной норме, потому что она есть процесс выделения и дифференцирования из общего, процесс выявления особенного, но не искусственно создаваемой особенности, а особенности, заложенной уже априори в наклонностях существа”. Для процесса индивидуации необходима интеграция сознания и бессознательного, так как само понятие индивидуация еще не отвергает коллективной нормы…
    Читати далi   » » »
Валерий ПОЛИЩУК. Поэма Максимилиана Волошина "Святой Серафим"
15 января, в день памяти преподобного Серафима Саровского, в актовом зале Киевской духовной академии в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоялась презентация уникального издания поэмы Максимилиана Волошина «Святой Серафим». Оно осуществлено впервые на основании рукописи Волошина, в свое время подаренной Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Владимиру и хранившейся в его архиве. Издание посвящено 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского и 250-летию со дня его рождения.
    Читати далi   » » »
Николай ГОБДЫЧ, заслуженный деятель искусств Украины, художественный руководитель Камерного Хора «Киев». Музыкальный образ Божественной Литургии (о «Литургии Мира» архиепископа Ионафана Елецких)
Известно, что сочинять богослужебную музыку под силу далеко не каждому композитору. Бывает так, что хорошая музыка, написанная на канонические церковные тексты светскими композиторами, всё же не принимается сознанием церковного народа для храмового священнодействия, хотя она часто может исполняться на оперной или филармонической сцене.
    Читати далi   » » »
Ігуменя СЕРАФИМА (Шевчук). Шевченківська ікона
ікона святителя Тарасія і преподобного Михаїла
ікона святителя Тарасія і преподобного Михаїла
Визначною подією в духовному і культурному житті України стало віднайдення дивовижної ікони, пов'язаної з іменем Тараса Григоро вича Шевченка, - ікони, присвяченої йому і написаної на честь його небесного покровителя, святого патріарха Царгородського Тарасія. Честь збереження її у вогні катаклізмів XX ст. та відкриття релігійному, науковому й культурному світові належить Українській Православній Церкві. Великий внесок в атрибуцію образу зробили співробітники Національного музею Тараса Шевченка.
    Читати далi   » » »
Олександр ЯРОВИЙ, кандидат філологічних наук. Віра Кобзаря
Такого явища, як Шевченко, не має жоден інший народ світу – одні ми, українці. Це унікальний випадок, коли буття нації навіть у ХХІ столітті, далекому від поезії, неможливе без поета. Даючи собі звіт у богословсько-термінологічному розмежуванні понять “душевний” і “духовний,” визнаємо: цей феномен навряд чи належить тільки до сфери душевного, як всяка поезія, як будь-яке мистецтво, але тяжіє до висот богонатхеннного Духу, попри всі болючі пристрасті й муки, скрики, вогняні сльози земної поетової особистості: бо десь вище горизонту індивідуально-біографічного, фольклорного, соціального, історичного “проростає” вертикаль метафізична.
    Читати далi   » » »
Праздник православного эфира. К итогам первого Всеукраинского фестиваля теле- и радиопрограмм "Покров"
Нестор Летописец располагал нехитрыми пером и бумагой, благодаря которым запечатлел исторические вехи истории нашего Православного отечества. Сегодняшние информационные технологии позволяют делать то же самое иными средствами — языком радио, телевидения, компьютера. Уже утихли споры о том, может ли Православие включить эти технологии в свой обиход. Если цель благая, все эти средства хороши. К сожалению, у нас поняли это не сразу в отличие от иноземных пришельцев-лжемиссионеров, которые, прикидываясь невинными овечками, выстилали "зелеными" улицу в отечественные теле- и радиостудии. Сегодня приходится наверстывать упущенное.
    Читати далi   » » »
Дмитро КИСЕЛЬОВ. "Не знаю, чи пощастило мені, але я подивився фільм"
Для того, щоб публіка побачила сучасне українське кіно, треба дати шанс режисерам наступного покоління. За цей час усіх годуватимуть історіями, вiд яких холоне душа, як український режисер, який насмілився донести історичну правду, зазнає утисків. Насправді гордовита істерика, яку ще до фільму пропонує публіці Юрій Іллєнко, не має жодного відношення до кіно і навіть до культури. Це окремий і, загалом, нудний продукт. Не знаю, чи пощастило мені, але я подивився фільм "Молитва за гетьмана Мазепу". Нагадаю, що він обійшовся майже в три мільйони доларів.
    Читати далi   » » »

1

 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру