ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Архимандрит ИОАНН (Экономцев).   Учительное значение подвига новомучеников и исповедников Российских

Скоро будет четыре года с тех пор, как произошло поистине эпохальное событие — канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских. Мы еще далеко не в полной мере оценили важнейшее, воистину основополагающее значение их для нашей жизни и судеб нашего земного Отечества. Многое нам предстоит еще в этом отношении сделать, узнать и понять. Но сейчас становится ясно, что наши представления об истории истекшего столетия нуждаются в существеннейшем пересмотре. И ничуть не удивительно будет, если уже в не столь отдаленном времени двадцатый век откроется нам прежде всего не как век истребительных войн, русской революции, массового геноцида народов и непоправимых культурных потерь, но как век, когда явлено было великое свидетельство о Христе, сопоставимое разве только со свидетельством первых веков христианства. Причем явлено для всего мира.

Прославление сонма новомучеников и исповедников Российских, совершившееся на юбилейном Архиерейском соборе 2000-го года, открывает нам путь к уразумению воли Божией. Именно эта канонизация людей, живших недавно, помогает нам осознать, что и в наши дни еще не иссякла заповеданная миру Христом Искупителем любовь, оскудение которой на земле, по слову Его, знаменует приближение кончины мира (Мф. 24:12-14).
Что может объединить людей, раздробленных и разобщенных, разделившихся на враждующие партии, ни в чем не согласных между собою? Как преодолеть ненавистную рознь мира сего? Можно ли влить в их сердца животворящую силу любви? Не так страшен был бы даже распад империй, если б разрушительное начало не коснулось самих душ человеческих. Не удивительно, что нравственное разложение стало отличительной особенностью нашего времени. Продолжают распадаться семьи, выброшенными на улицу и никому не нужными оказались сотни тысяч детей. А средствам массовой информации дана почти неограниченная свобода пропаганды насилия, жестокости, себялюбия и низменных наслаждений, преподносимых людям в качестве непререкаемых правил жизни. При таких обстоятельствах совершенно недостаточно ограничиваться одними призывами к возврату традиционных ценностей, возмущаться и негодовать. Нужна вера, вера в Того, Кто один в полной мере осуществил в Себе высший идеал человека, Того, Кто с отстоянием веков не становится от людей дальше. Тому неоспоримою порукою сияние Истины, явленное нашими новомучениками и исповедниками в их подвиге не только нашему Отечеству, но и всему миру. Современным людям не обойтись без такого живого свидетельства. Напомним, что само греческое слово «мартис» — «мученик» означает «свидетель».
Не отступая от Христа даже перед угрозой страданий и смерти, мученики воистину следовали Христу, избрав в мире то, что выше и драгоценнее мира. Вспомним слова св. Игнатия Богоносца: «Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком... Пусть измелят меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым». Не служение миру и прихотям века сего, а победа духа над плотью и тлением приносит плоды сторицею.
Недаром сказано преподобным Серафимом Саровским: «Спасись сам, и рядом с тобой спасутся тысячи». Мученик ставится перед непреложным выбором, что ему дороже: Христос или собственное земное существование. И, оставшись со Христом, он в высшей степени исполняет заповедь любви: «Кто хочет душу свою сберечь, то потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25). Со времен древней Церкви мученичество почиталось как достохвальное совершение добродетелей — мужества, мудрости, праведности, смирения и целомудрия. Явленная миру нетленная красота души и делает самого мученика храмом Святаго Духа.
«Всякая сила в жизни, — говорил священномученик Фаддей Успенский, в честь которого названы курсы законоучителей при Отделе церковного образования и катехизации, — заключается в единении со Христом: в этом единении — источник всякого воодушевления, в нем залог плодотворности того дела жизни, к которому вы будете призваны. Узы же, которыми укрепляется единение со Христом, есть любовь Христова».
Подобно мученикам первых веков, таким как св. Игнатий Богоносец, преосвященный Фаддей, не ведая еще своей будущей участи, обращался к учителям: «Как сделать, чтобы жизнь народа, вами просвещаемого, стала истинно христианскою... Христос и Его Церковь, жизнь во Христе под сенью Церкви — вот чем пламенела душа моя... Желаю более всего для вас, чтобы это сокровище духовное видеть распространяемым вами посредством школы. И мне приходилось иногда как бы снедать тот свиток книжный, который исписан был словами: «плач и стон, и горе» (Иез. 2, 10); и быть снедаему огнем ревности при виде того, как унижается слава Церкви Христовой...».
Как важно нам, приобщая детей к Церкви и православной культуре, передать им не только совокупность сведений, не одни только знания, но и дух веры, горение сердца за Христа, без которого никакие знания сами по себе ничего не стоят.
С самых первых времен в Церкви принято было составлять и бережно хранить повествования о жизни и деяниях святых подвижников и исповедников. Начало этому было положено еще евангелистом Лукой в Деяниях Святых Апостолов. Святой апостол Павел в одном из посланий напоминает нам: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаше вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Почитание новомучеников и исповедников ширится, но пока далеко не соответствует всей значимости их подвига. В их честь освящаются новые храмы и престолы, о них издаются книги. Наследие новомучеников и исповедников велико и чрезвычайно значимо сегодня, хотя до сих пор ему не придано достаточного внимания.
На протяжении столетий русские люди воспитывались на Четьях-Минеях. Наши предки с древних времен поучались, находили вразумление и немалое утешение в чтении житий святых и подвижников. Они встречали там непререкаемый образец для подражания и обретали в их лице небесных заступников, к которым обращались с молитвой. Именно через молитву к святым осуществляется неразрывная связь Церкви земной и Небесной.
«В детстве и отрочестве, — писал из камеры смертников священномученик Вениамин Петроградский, — я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те».
Только сегодня нам стали доступны письма священномучеников, заточенных в Соловецком концлагере, удивительные, живые свидетельства непоколебимой веры, твердого упования и неиссякаемой любви. Там, где зачастую в придавленных, истощенных и измученных людях терялся сам образ человеческий, мы видим не падение, а возвышение души, очищение ее от греха, основанное на величайшей требовательности не к другим, а к самому себе.
«Пусть скорбь твоя о злобе мира, — писал из Соловков священномученик Иоанн Стеблин-Каменский, — не попустит тебе запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь и в твоем сердце... Пусть каждый, видящий общественные недостатки и непорядки, постарается прежде всего восстановить должный порядок в себе самом. Пусть замолчит в нем все животное, пусть воцарится в нем Дух Кротости, Дух Любви».
В сонме наших святых новомучеников и исповедников мы видим самых разных людей. Не только священнослужители, в жизни во Христе соединились все сословия — от князей и генералов, от помещиков, профессоров и купцов до беднейших крестьян, люди всех возрастов — от убеленных сединами старцев до юношей и подростков. Всех их объединяла прежде всего преданность Христу и благоговение перед живущим в их душах идеалом Святой Руси. Им, несомненно, были присущи ставшие сегодня такими дефицитными доброта, отзывчивость, сердечность, мягкость русской души, напитанной тысячелетней христианской культурой. До своей мученической кончины они жили совсем по-разному, некоторые из них могли показаться стороннему взору слишком простыми и обыкновенными людьми. Но когда перед ними встал выбор: сохранить ли верность Христу и Его Церкви или вступить на путь богоотступничества, они предпочитали смерть жизни без Бога.
Рассматривая подвиг новомучеников в историческом контексте, мы видим, что многие из них стали жертвами так называемых «обновленцев», демонстрировавших свою лояльность к советской власти. Политическое прислужничество «обновленцев» обернулось их вероотступничеством и идейным крахом. Опыт противостояния этому духовному оппортунизму со стороны верных служителей Патриаршей Тихоновской Церкви заслуживает глубокого внимания и изучения. Этот опыт помогает нам и сегодня в сохранении внутренней церковной свободы, в преодолении искушения интеграции с государством.
Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии XI Рождественских чтений подчеркнул, что «без возрождения подлинной культуры, без обращения к духовным первоистокам» нам «не преодолеть тяжкое достояние, оставленное XX веком», что неоценимое значение для понимания прошлого и для устроения будущего имеет Православие.
Святые угодники Божии, по словам св. Иоанна Кронштадтского, самым положительным и достойным общего подражания способом отвечают нам на главный вопрос о цели жизни и способах достижения этой цели: усердным исполнением заповедей Христовых, презрением к здешней суетной жизни, необоримым стремлением к Жизни Вечной.
Одна из конкретных задач, стоящих перед нами сегодня, — создание церковных музеев, посвященных памяти новомучеников. Такие музеи могут дать «второе дыхание» делу возрождения нравственных идеалов у подрастающего поколения.
Отныне каждый из нас может видеть великую славу святых мучеников, приобщиться к нетленной сокровищнице их исповедничества, следуя завету святого апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте, вере их» (Евр. 13, 7). Мы можем теперь обращаться к св. новомученикам с молитвой и находить в ней утешение и помощь.
Некоторым христианам иногда хочется могущественной, по земным меркам, Церкви, вмешивающейся во все обстоятельства жизни, подменяющей собою государственную власть и общественно-культурную жизнь, иные же «просвещенные люди» страшатся непомерно усиливающейся, на их взгляд, роли Церкви и пугают мнимым приходом «клерикализма». Но Церковь Православная воистину всегда остается «для иудеев соблазном, а для еллинов безумием» (1 Кор. 1, 20), являя собою вступление в земной мир качественно иного миропорядка. «Сила моя в немощи совершается» — эти слова Спасителя нашего Господа Иисуса Христа оставались на протяжении истории непонятыми и невоспринятыми. Смирение и милосердие, важнейшие христианские добродетели, прививавшиеся душе, не созидали человека власти, но меняли весь уклад человеческой жизни. Подлинное дело Божие творится невидимо и незаметно.
Людей верующих, живших по заповедям Христовым, во всяком благочестии и чистоте, возлюбивших Бога и ближнего, лживо представляли заговорщиками, контрреволюционерами, обманщиками, врагами народа.
Канонизация святых новомучеников и исповедников несомненно стала величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками.
Подобно святым апостолам они на своем исповедническом пути претерпели все скорби и мученическую за Христа смерть, явив себя «как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, c оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6, 4-7). С любовью и благоговением обращаемся мы сегодня к подвигу новомучеников. Не они нуждаются в нас, это мы нуждаемся в их повседневной помощи и поддержке. Они молитвенно предстательствуют за землю нашу пред Богом. Молите Бога о нас !


 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру