ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Епископ Сумской и Ахтырский ИОВ:.   «Я готовился к урокам, как готовятся к богослужению»

Епископ Иов (Смакоуз Виктор Федорович) родился 19 февраля 1964 года в городе Почаеве Кременецкого района Тернопольской области в семье священника. По окончании общеобразовательной средней школы нес послушания в храмах Свято-Успенской Почаевской Лавры. В 1982 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, которую окончил в 1987 году. С 1984 по 1986 служил в рядах Вооруженных сил. В 1991 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со званием кандидата богословия за курсовое сочинение на тему "История церковной проповеди в Украине в ХVII-ХVIII веках". Учебным комитетом Русской Православной Церкви был направлен преподавать в Киевские духовные школы, где становится помощником инспектора, секретарем правления семинарии, секретарем Ученого Совета академии и благочинным академического храма в честь Рождества Божией Матери. 25 августа 1991 года был рукоположен во диакона, 27 августа — во пресвитера. 17 апреля 1997 года пострижен в монашество с именем Иов, в честь преподобного Иова Почаевского. 13 июня 1997 года в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры он был возведен в сан архимандрита, а 22 июня того же года хиротонисан во епископа Херсонского и Таврического. 30 марта 1999 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви назначен епископом Сумским и Ахтырским. Сегодня управление епархией владыка совмещает с ректорством в Сумском пастырско-богословском духовном училище и должностью главного редактора епархиального ежеквартального журнала "Православна Сумщина".

— Ваше Преосвященство, поздравляем вас с юбилеем! Много времени вы отдали педагогической деятельности. Вначале преподавали в Киевских духовных школах, затем стали ректором Сумского пастырско-богословского училища. Скажите, для вас обучать будущих священников богословским дисциплинам было мечтой или все получилось случайно?
— Еще в семинарские годы у меня были робкие мечты преподавать в духовной школе. Но они смирялись перед величием преподавательской деятельности и ответственностью за нее. Педагог отвечает перед Богом за вверенных ему студентов. К тому же класс — это "лицо" преподавателя. Поэтому обычно на выпускных вечерах они говорят своим ученикам примерно следующее: "Пусть у вас все сложится так, чтобы нам никогда не было стыдно за вас".
Многие из моих преподавателей были настоящими подвижниками богословской науки и исповедниками Православия 30-60-х годов XX ст. Так что мне хотелось всю жизнь учиться у них, а не самому учить. Да и Русская Православная Церковь имела в то время три духовных школы, в которых преподавателей было вполне достаточно. В 1991 году я окончил Ленинградскую духовную академию. В этом же году было открыто несколько семинарий. Учебный комитет при Священном Синоде РПЦ направил меня преподавать в Киев. Я воспринял это, как великое духовное счастье служить Церкви, а также жить и молиться в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре — колыбели отечественного монашества. Таков, в общем, был Божий Промысл.

— Каким был ваш первый урок в Киевской духовной семинарии?
— Свой первый урок по общецерковной истории я провел в третьем классе КДС. Это была лекция на тему: "Церковно-государственные отношения в Византии в IV-VI веков". Она получилась скорее академической, чем семинарской. Помнится, мы писали на доске какие-то термины по-гречески, рассуждали о высоких материях. И лишь в завершение состоялась небольшая беседа, в ходе которой проводились параллели с современностью и были сделаны краткие практические выводы.
Вначале было трудно. Знаете, к каждому уроку я старался готовиться примерно так, как готовился к совершению богослужения, и даже более того — к Святому Причастию. Для меня было мало просто "отчитать" лекцию, поэтому я всячески старался беседовать со студентами о том, что интересовало их. Бесспорно, семинаристы выходят из духовных школ с огромным багажом богословских знаний. Но эти сокровища ничего не стоят, если выпускник не понимает, как их применить в жизни. Вспоминается известный американский фильм "Стена", в котором показан весь негатив образовательной системы эпохи тоталитаризма. Автор картины изображает среднюю школу, но не в виде "кузницы кадров", а как репрессивную машину, превращающую детей в безликих существ, не имеющих своего мнения. Тот же, кто имел его, держал его при себе, "боясь собственной тени". С первых дней работы в семинарии я понял, что преподаватель ни под каким предлогом не должен давать студенту повод его бояться. Поэтому практически со всеми ребятами, которым мне довелось преподавать, у меня сохранились теплые отношения.

— Один юноша подошел к священнику со словами: "Я хочу поступить в семинарию". На что тот ответил: "Если священников в Церкви почти что достаточно, то в ней совершенно нет юристов, докторов, учителей, экономистов и так далее. Чтобы потрудиться во славу Божью, совсем не обязательно поступать в духовную школу — вполне может пригодиться и светская профессия". Можете ли вы согласиться с этим?
— Церковь призвана преображать весь мир и каждого человека в отдельности. Она должна не бегать от мира, а спасать его. Делать это должен каждый член Церкви на том месте, на которое его призвал Господь. Мне кажется, что, занимая светскую должность, христианин находится ближе к людям, он лучше знает их проблемы, а значит, может им духовно помочь. К тому же окружающие видят рядом пример жизни во Христе, что не менее важно. В минувшем году я рукоположил в священный сан несколько человек с высшим светским образованием, которые, к тому же, экстерном учились в Сумском духовном училище. Они совмещают служение в храме с работой по профессии. Это очень важно для миссии Церкви среди светских людей. История Церкви знает немало подобных прецедентов. Так, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), будучи архиепископом Крымским и Симферопольским, не оставлял медицинскую практику. На прием к нему желало попасть намного больше пациентов, чем, скажем, к светскому доктору. То, что он молился перед операциями, осенял крестным знамением раны, советовал больным обращаться за молитвенной помощью к угодникам Божьим, располагало и внушало доверие.

— Говорят, для того чтобы нечто сделать в Церкви, нужно принять священный сан. А как, по-вашему, может применить себя в церковной ограде мирянин?
— В период безбожия только имеющий сан мог служить Церкви, которая находилась тогда в условиях выживания. Сейчас ситуация совершенно другая. Сегодня Церковь имеет возможность заниматься катехизаторской и миссионерской, издательской и хозяйственной деятельностью, благотворительностью и социальным служением. Православные христиане недавнего прошлого не могли даже мечтать об этом.
Нынче миряне могут применить свои таланты и профессиональные навыки для служения Церкви. Более того, они обязаны это делать, дабы не подвергнуться наказанию от Бога, как евангельский «лукавый и ленивый раб», скрывший в земле дарованный талант. Вы скажете, что это общие фразы, а сотни православных юношей и девушек по всей стране получают пособие по безработице. Как правящий архиерей скажу, что молодые люди не такие уж беззащитные, как это кто-то хочет представить. Сегодня в Украинской Православной Церкви появляются воскресные школы, духовные училища, расширяются епархиальные управления, значительно возросло количество образовательных и миссионерских отделов, "восстает из пепла" издательство православной литературы на Украине, увеличивается число церковных газет и журналов. А ведь еще нужно идти в светские школы, заниматься апологетикой в светских СМИ и отстаивать интересы Церкви в органах власти. Я уже не говорю о том, что в обществе бытует мнение о необходимости создания православных детских садиков и гимназий. Как вы думаете, велики ли у нас шансы на выигрыш, если для всей этой деятельности мы будем привлекать лишь престарелых прихожан, оставляя без внимания молодежь? Отнюдь невелики. И сейчас это, кажется, уже все поняли. Так что сегодня, перед молодыми людьми открываются большие горизонты для деятельности. От них же требуется только одно: "закатить рукава, зайти на ниву и, взявшись за плуг, идти вперед".

— Для многих молодых людей Церковь — это нечто замкнутое и закрытое, а Православие — архаичное и изжившее себя. Насколько реально исправить эту ситуацию и какими методами должно приводить молодое поколение к Богу?
— На эту тему очень много говорит известный миссионер диакон Андрей Кураев. Недавно увидела свет его новая замечательная книга «Ответы молодым», в которой содержатся ценные рекомендации.
По-моему, в первую очередь, нужно искоренить из человеческого сознания стереотип Церкви как чего-то консервативного и старомодного, она никогда не стареет. Именно из этих соображений я исхожу, когда говорю, что в светской школе совсем не обязательно излагать основы Православной веры по дореволюционным семинарским учебникам. Миссионер должен знать, чем сегодня живет молодежь, чем интересуется и какие проблемы стоят перед ней. Я думаю, пусть хотя бы на первом этапе, но сегодня Церковь должна не столько проповедовать миру возвышенные истины, сколько отвечать на возникающие вопросы. И если духовенство и миряне дадут понять обществу, что мы не отстаем в развитии, что в Церкви нет неразрешимых проблем, что грех — это не преступление, наказуемое в соответствии с Уголовным кодексом, а болезнь, которую нужно лечить, к нам потянутся молодые люди. Этот процесс уже набирает обороты. В результате Церковь постепенно молодеет и составом духовенства, и количеством прихожан в городских храмах.

— Чем православные священники могли бы заинтересовать молодежь?
— К сожалению, заинтересовать мы можем пока только отдельных юношей и девушек, а не всю молодежь. Чем? Учением, культурой, человечностью Православия, серьезным отношением к жизни, искренностью, дружеским общением и жертвенностью служения.

— Однако существует и такая тенденция: если в детском возрасте человек регулярно посещает богослужения, участвует в Таинствах, то с возрастом отходит от этого. Что это — следствие неправильного воспитания со стороны родителей, ошибки священников?
— Путь к вере у молодежи (как, наверное, у каждого человека) не бывает гладким. На нем много внешних соблазнов, внутренних сомнений и исканий. А ошибки есть как со стороны родителей, так и священников: ребенок уже вырос, а к нему в Церкви все еще относятся, как к маленькому. Требуется более взрослая пища, а его продолжают кормить детской. В результате подросток протестует и уходит туда, где ему интересно. К сожалению, подобное случается даже с детьми священников. Хотя, казалось бы, в этих семьях есть благоприятные условия для того, чтобы дети становились глубоко церковными людьми.

— Сегодня много говорят о миссии в Церкви. Часто можно встретить словосочетания: миссионерствовать "по-католически", "по-протестантски" и "по-православному". Какая разница между этими понятиями?
— Католики и протестанты усиливают свою миссию материальным фактором — бесплатными поездками на учебу в европейские вузы или гуманитарной помощью. Православные миссионеры редко имеют такую возможность и больше надеются на Божию благодать, которая "немощная врачует и оскудевающее восполняет". О православном характере миссионерства удачно сказал преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и тысячи спасутся вокруг тебя». Думаю, что это значит примерно следующее: меньше слов, а больше духовных дел. Только тогда мы сможем смело сказать обществу то, что и апостол Филипп своему другу Нафанаилу: «Пойди и посмотри» (Ин. 1, 46).

— Святитель Николай Японский в своей пастырской деятельности использовал такую практику: вначале он воцерковлял людей, а потом из них же готовил миссионеров. Так образовалась целая школа святителя. Готова ли сегодня Церковь к тому, чтобы вчерашним оглашенным поручить дело миссии?
— В Сумском регионе, серьезно пострадавшем от гонений безбожной власти, иного пути нет. Многие новые священники и активные миряне нашей епархии пребывают в церковной ограде всего несколько лет. Но мы поручаем им различные церковные послушания: издание журнала, преподавание в детских воскресных школах и богословских курсах, организацию и проведение паломнических поездок. Таким образом, они сами быстрее воцерковляются, избавляются от страстей и болезней «неофитства». А затем воцерковляют своих родителей и друзей. Анализируя плоды их деятельности, я прихожу к выводу, что Церковь к этому готова. Миссионеров нужно воспитывать уже сегодня, а не ждать, пока они возьмутся невесть откуда.

— Как-то у бывшего сектанта после некоторого пребывания в церковной ограде спросили: "Тебе здесь легче?" "Нисколько, — ответил он. — Когда я пришел в секту, меня окружили вниманием и стали носить на руках, как ребенка. А здесь же у меня ощущение, что никому не нужен". Владыка, неужели человек в Церкви совершенно один?
— Об этом неприятно говорить, но сегодня при многих храмах нет настоящих христианских общин. Не всегда между прихожанами есть взаимопонимание. В общий котел свою ложку дегтя кладут и "священники-антимиссионеры". Но с другой стороны, надо самому не стоять на месте: искать друзей, предлагать свои услуги и опыт, делиться знаниями, задавать вопросы. Только так одиночество будет преодолено. Вы говорите "носят на руках". Это не совсем так. Просто когда человек в опасности, все спешат ему на помощь. А стоит угрозе миновать — его оставляют в покое. Также поступает врач с вылеченным человеком. Возможно, тоже случилось в храме с бывшим сектантом. Но в Православной Церкви человек не одинок! С ним в течение всей жизни Христос, святые угодники и ангелы.

— И, наконец, какие основные проблемы стоят сегодня перед православной миссией и насколько реально их решить?
— Пожалуй, самое главное — это воцерковление народа, православного в основном только по Крещению. Для этого, думается, необходимо перенести центр тяжести церковной деятельности с внешнего (восстановление зданий, благолепие облачений, утвари, пения и т.п., хотя это тоже нужно) на внутреннее — работу с людьми и исполнение Божиих заповедей.
Церковь призвана поддерживать в народе нравственность. И сегодня, как никогда, очень важно сформировать у людей отрицательное отношение к разводам и абортам. Ужасно, что развращение человека начинается уже с детского возраста через плохой пример старших и негативное влияние СМИ.
Особое внимание следует уделять духовным школам и улучшению качества духовенства по следующим критериям: знание Православия, верность Православию и личный пример благочестивой жизни. Для внутренней миссии в Православной Церкви огромное значение имеют монастыри. В них необходимо восстановление традиций старчества и правильного понимания духовного делания.
Колоссальных усилий требует деятельность по преодолению расколов, разделений, а также борьба с засильем тоталитарных сект в обществе. Благодарение Богу за движение зарубежной части Русской Православной Церкви к единству с Московским Патриархатом, которое мы видим в наши дни. Дай Бог, чтобы подобное стремление к единству с Церковью пробудилось и у заблудившихся братьев в Украине.
Записал Александр Андрущенко





 ІОВ Єпископ Сумський і Ахтирський
 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру