ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Сергей БАРШАЙ.   Православие в земле Суоми

О Финляндии мы все знаем, что это государство на Севере с суровым климатом, развитой экономикой и высоким социальным уровнем жизни. Также с этой страной у нас ассоциируются Финский залив Балтийского моря, финская бумага, сантехника да разве что еще Дед Мороз. Но многие ли знают, что в этой самобытной северной стране, в которой более 90% населения относят себя к лютеранству, Православие (наряду с лютеранством) также является государственной религией, а в истории финского народа оно имеет глубокие корни и пользуется огромным уважением?

Исторические корни Православния
Духовными центрами православной Финляндии издавна считались карельские обители Ладожского озера – знаменитая Валаамская Спасо-Преображенская и Коневецкая на острове Коневец. Огромная заслуга иноков этих монастырей в том, что благодаря им Православие смогло закрепиться в Восточной Финляндии – Карелии. Западные же регионы страны, граничащие с Швецией, оказались более подвержены лютеранскому влиянию. Однако в результате лютеранство оказалось сильнее, «завладев» умами почти всего населения.

Важной особенностью взаимоотношений православных и лютеран в стране есть отсутствие, на протяжении всей истории, каких бы то ни было конфликтов на религиозной почве. В период пребывания Финляндии в составе Российской империи, метрополия никоим образом не притесняла здесь лютеранскую религию – наоборот, строила кирхи и всячески способствовала сохранению самобытности народа. Так, именно императоры построили в центре Хельсинки величественный лютеранский храм.
В целом Православие в ту эпоху имело относительно неплохие перспективы развития в автономии. После же разрыва отношений с православной Россией в результате революции 1917 года, а особенно после Советско-Финской войны 1939-1940 годов финское Православие, оказавшись в изоляции, было подвергнуто серьезному испытанию на прочность. Так что к началу 1990-х годов в стране православными фактически осталось всего приблизительно 2% населения. Тем не менее Православие, будучи второй по численности религией в государстве, имело статус государственной религии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А права у государственной религии здесь достаточно весомые. Например, если в школе хотя бы три православных школьника – власти обязаны обеспечить ему учителя по религии. Вот у кого бы поучиться нашим чиновникам от образования! Когда у нас ломают головы, нужно ли вводить в щеобразовательные школы религиозный предмет по вероисповеданию, к которому себя причисляет подавляющее большинство населения – в Финляндии вопрос так даже не стоит. Уважение (если не благоговение) перед традиционными для народа вероисповеданиями (секты с 15-20-летним стажем во внимание, естественно, не берутся) тут велико.

Административное деление Церкви
Сегодня финское Православие структурно объединено в Финскую Автономную Православную Церковь, входящую в состав Константинопольского патриархата. Управляет Церковью Архиепископ Финский Лео (по нашему – Лев), резиденция которого находится в городе Куопио. Церковь небольшая, она делится на три епархии, и всего насчитывает 25 приходов (к каждому приходу приписано еще несколько храмов). Так что в целом получается 150 храмов, один мужской (Ново-Валаамский) и один женский (Линтульский) монастыри. Образование будущие пастыри получают на кафедре Православного богословия при Йоэнсуусском университете.

Особенностью структурного деления православных в стране есть то, что тут также имеется часть приходов (сегодня их по стране шесть), служащих по Старому стилю и подчиняющихся Русской Православной Церкви. Главной причиной этого стал переход в начале ХХ века Финской Церкви на Новый стиль в богослужении – тогда часть населения (в основном коренные русские) этого не восприняла. Сейчас укреплению старостильных приходов способствует новая волна эмиграции из стран СНГ, начавшаяся в начале 1990-х годов.

Учитывая деликатность ситуации (наличие параллельных приходов) функционирование «иностранных» православных общин обязательно согласовывается с священноначалием Финской Церкви. И таким образом сегодня финские и русские приходы, несмотря на юрисдикционную разницу, тесно общаются друг с другом: традиционным стал обмен приходов своими хорами в определенные праздники. А православная община города Поре, построившая недавно себе новый храм, сдала в аренду православным русским старое здание храма, с последующим правом выкупа.

«Украинский» след
Финляндия не имеет границ с Украиной – и это обуславливает пропорционально небольшое количество в стране выходцев из Украины. Однако, как говорится, если копнуть глубже, то, во всяком случае в Хельсинки, их окажется не так уж и мало. Основная масса – это женившиеся или вышедшие замуж за финнов и оставшиеся здесь жить.

Причем неожиданно оказалось, что Украина представлена здесь практически полностью. В эмигрантском Свято-Покровском храме на окраине Хельсинки можно встретить и харьковчан, и львовян, и днепропетровцев. Киев же здесь «представлен» даже районами: Троещина, Виноградарь, центр и т.д. Кстати, монахиня Мария (Дыба), около двадцати лет несущая послушание на приходе в качестве регента и псаломщика, родом из Запорожской области, а попала в Хельсинки из Корецкого монастыря Ровенской области.

Нельзя сказать, что украинцы здесь держатся особняком – среди общей массы их сходу определить сложно. Однако узнав, что в храме есть «свежий дух» с Родины, некоторые подходили с радостными лицами и с самыми неожиданными вопросами, например: «Строится ли в Киеве четвертая ветка метро?» Одна женщина, узнав, что мы из Киева, спросила «А как там наш Днепр?» Оказалось, что сама она не из Киева и даже вообще не из Украины, а из Смоленской области. Но родной с детства Днепр, которого она сейчас лишена, остался самым ярким воспоминанием о родной земле.
Оторванным от своего дома, людям приятно было и просто послушать рассказы о привычных для них украинских деталях: даже упоминания названий украинских городов или районов могли вызвать умиление.

Истории некоторых наших соотечественников, живущих здесь, не могут не удивлять. Киевлянин Володя, работающий в главном офисе Nokia, познакомился со своей будущей супругой Ангелиной из Риги в Соединенных Штатах на международном симпозиуме. Во время совместного отдыха в гостинице, когда собрались вместе представители разных государств, всех поразило то, как выходцы из стран СНГ, до сих пор не знавшие друг друга, вместе начали петь… украинские песни. Оказывается, в Риге, как и в Киеве, они до сих пор популярны.

Однако коренное население не особенно утрудняет себя дифференциацией «наших» эмигрантов. Для них все выходцы из бывшего Союза (кроме прибалтов) – русские. И в некотором смысле это оправданно, потому что отдаленность от родных мест, а главное – невозможность их частого посещения (дороговизна виз, дороги и отсутствие времени) сплачивает людей очень сильно. Общий язык, общие причины выезда за рубеж, а главное – общая ментальность (сильно отличающаяся от западной) помогают людям сохранить свою духовную и культурную идентичность.

С надеждой на лучшее
Несмотря на кажущееся благополучие, нельзя не признать, что Православие в стране сталкивается сегодня с рядом серьезных проблем: наступающая секуляризация, пропорционально маленький процент верующих, различие богослужебных традиций.

Нынешняя Финляндия – это цивилизованная Европа. Вроде бы банальность, но в данном случае этот аспект имеет немаловажное значение. Ведь современная цивилизация не особенно способствует укреплению духовного стержня человека. Так, в храмах Финской Православной Церкви потихоньку отходит понятие обязательной исповеди перед Причастием. На Рождественскую елку, организованную Свято-Покровским приходом, Хельсинский митрополит (по нашему – епископ) пришел в пиджаке с малиновой (под стать лютеранским священникам) сорочкой.

Также никакие льготы или государственные статусы не могут спасти Церковь от равнодушия к ней новых поколений, для которых она может стать обычным музеем истории. Поэтому в условиях религиозного меньшинства (причем меньшинства настолько) от православных всегда требуется особенная сила духа и особенная отдача, чтобы победить соблазны современного мира, а также сохранить и передать свою веру дальше.

Переход в свое время Церкви на Новый стиль в Богослужении, решив, возможно, одни проблемы, тут же породил новые. В результате в стране возникли приходы, где богослужения совершаются и по Старому, и по Новому стилям. Однако такое «разнообразие» отнюдь не создает удобств на практике, ведь получается, что люди не могут вместе отмечать великие христианские праздники. Впрочем, в современной ситуации Старый стиль получает здесь второе дыхание в связи с наплывом эмигрантов из стран старостильной традиции. Ведь новые граждане Финляндии, родившиеся в России, Украине или других бывших республиках СССР, не могут понять, как это, скажем, Рождество можно праздновать 25 декабря, а не 7 января? Поэтому в некоторых храмах новостильной традиции начали параллельно совершать богослужение и на праздники по Старому стилю – для «новой волны» прихожан.

Но, естественно, все это – мелочи, если иметь Бога в душе. Ведь Церковь живет – и это главное. Не стоит, кстати, забывать, что именно православная Финляндия внесла свою значительную лепту в сокровищницу мирового Православия – знаменитый Валаамский монастырь с множеством его скитов. И в последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества православных за счет коренного населения. Люди, чьи родители, в силу определенных причин, отошедшие от Православия, возвращаются к своей вере. Особенно активизировалась православная жизнь в стране благодаря новой волне «нашей» эмиграции.

Так что сегодня можно с уверенностью сказать, что купол храма с православным крестом на фоне финских лесов и озер, как и раньше, будет одной из визитных карточек этой прекрасной северной земли.





 Сергій БАРШАЙ. Святиня православного Білогір’я
 Сергій БАРШАЙ. Форпост Православ’я на заході України
 Сергій БАРШАЙ. Святиня Брянського Придесення
 Сергій БАРШАЙ. Храм Пресвятої Богородиці на берегах Хоролу
 Сергій БАРШАЙ. Гетьманська усипальниця
 Cергій БАРШАЙ. Древня кафедра Волинських єпископів
 Сергій БАРШАЙ. Православна оаза Галичини
 Сергій БАРШАЙ. Успенський кафедральний собор Одеси
 Cергій БАРШАЙ. Православний форпост Львова
 Cергій БАРШАЙ. Святиня Червоної гори
 Сергій БАРШАЙ. Святиня православного Приазов’я
 Сергій БАРШАЙ. Храм-пам’ятник козацької слави
 Cергій БАРШАЙ. Святиня київської Деміївки
 Сергій БАРШАЙ. Перлина православної Золотоноші
 Cергій БАРШАЙ. Волинська кузня православного духовенства
 Сергій БАРШАЙ. Православна обитель у Мгарському лісі
 Сергій БАРШАЙ. Бункерний храм – пам’ятка невинним жертвам
 Сергій БАРШАЙ. Свято-Микільський храм у Радомишлі
 Сергій БАРШАЙ. Студентський храм на честь свв. Кирилла і Мефодія в Умані
 Сергій БАРШАЙ. Благовіщенський собор Харкова
 Сергій БАРШАЙ. Лядовський монастир у скелях над Дністром
 Сергій БАРШАЙ. Свято-Успенський собор Канева
 Сергій БАРШАЙ. Полковий храм на честь Олександра Невського у Хотинській фортеці
 Сергій БАРШАЙ. Спасо-Преображенський собор у Прилуках
 Сергій БАРШАЙ. Острог – захисник православного люду
 Сергій БАРШАЙ. Свято-Анастасіївський собор у гетьманській столиці
 Сергій Баршай
 Сергій БАРШАЙ. Один православний відсоток
 Сергей БАРШАЙ. В духовной брани с эпидемией страсти
 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру