ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Василий АНИСИМОВ.   Кровавый венец Киевских митрополитов

Репрессии против Русской Православной Церкви ХХ века — едва ли не самая кровавая страница в истории христианства. По жестокости, тотальному преследованию и массовому уничтожению духовенства и верующих они превзошли эпоху гонений первых веков утверждения веры Христовой, давшей целый сонм мучеников и исповедников. По данным Комиссии по репрессиям, за время советской власти в СССР было уничтожено около 100 тысяч православных храмов, репрессированы сотни тысяч священнослужителей и мирян. Святыни, созданные и хранимые целыми поколениями православных, уничтожались вместе с их защитниками.

Православная Церковь всегда была со своим народом, а в годину испытаний первой шла на плаху. После октябрьского переворота 1917 года атеистическая власть начала политику террора против своих политических противников. Массовые аресты, грабежи, расстрелы без суда и следствия стали обычным явлением в измотанной разрухой, голодом и гражданской войной стране. 19 января 1918 года Святейший патриарх Тихон публично предает анафеме организаторов красного террора: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что вы творите, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной. Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если вы только носите еще имена христианские и хотя бы по рождению принадлежите к Церкви Православной…»
Период с 1918 по 1921г. в церковно-государственных отношениях ознаменован полным правовым беспределом, властным бандитизмом в отношении Церкви. В 1918-1919 годах было национализировано и разграблено 6 тысяч православных монастырей и храмов. Православное духовенство истреблялось с особой жестокостью. 25 января в Киеве красногвардейцами по-бандитски, ночью, был расстрелян митрополит Киевский и Галицкий Владимир. В феврале были расстреляны крестные ходы в Харькове, Воронеже, Туле. 29 июня в реке был утоплен епископ Тобольский и Сибирский Гермоген, а с ним делегация просивших его освобождения верующих. 27 августа замучен архиепископ Черниговский и Нежинский Василий. 24 декабря 1918 года епископа Феофана Соликамского и Андроника Пермского заморозили в проруби. В Свияже епископа Амвросия замучили, привязав к хвосту лошади. Епископа Исидора Самарского посадили на кол, епископа Белгородского Никодима забили железным прутом, епископа Ревельского Платона, обливая водой на морозе, превратили в ледяной столб. В январе 1919 года был повешен на царских вратах церкви архиепископ Воронежский Тихон, вместе с ним замучено 160 иереев. В Богодухове монахинь бросили в яму и похоронили живьем, в Херсоне трех священников распяли на шпалах…
После установления советской власти на всей территории бывшей империи, Православная Церковь по-прежнему оставалась «врагом номер один». Однако изменилась тактика борьбы с ней. В 1921 году Дзержинский писал организатору украинской ЧК Мартыну Лацису: «Церковь разваливается, этому нам надо помочь, но ни в коем случае не возрождать в обновленной форме. Поэтому церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-либо другой….» С этой целью создавались и финансировались раскольничьи структуры внутри церкви — автокефальный, обновленческий, любенский и прочие расколы. Они вели непрестанную борьбу с Православной Церковью, отправив на эшафот тысячи священнослужителей и мирян, обвиняя их в контрреволюции и объявляя «врагами народа». Так называемая УАПЦ Василия Липкивского не только воспевала «великую русскую революцию», но и призывала власть к репрессиям против «старорежимных недобитков», «врагов народа» и «украиножеров» — епископов православной Церкви. Их труды увенчались «успехом»: 25 марта 1922 года «Известия» опубликовали список «врагов народа», в котором имя Святейшего патриарха Тихона было на первом месте. На 1 апреля 1927 года 127 епископов Русской Православной Церкви находилось в местах заключения. Сделав свое черное дело, созданная чекистами УАПЦ в 1930 году сама себя объявила «контрреволюционной организацией» и самораспустилась. Однако репрессии против Церкви не закончились: их апогеем стал 1937 год, когда было арестовано 210 тысяч православных священнослужителей и мирян (из них расстреляно более 105 тысяч). Жертвами репрессий стали и вчерашние союзники атеистической власти — автокефалисты и обновленцы. Всего же в период гонений погибло и пропали без вести 250 епископов Русской Православной Церкви (в 11 номере «Вестника пресс-службы УПЦ» мы опубликовали список 62-х репрессированных архиереев, служивших на украинских кафедрах)
Разумеется, эта чаша не минула и Киевских митрополитов. Если за предыдущие девять столетий погибли три митрополита Киевских (митрополит Иосиф пропал без вести после штурма столицы в 1240 году монголами-татарами; в 1435 году митрополит Гервасим Герасим Гервасий был сожжен в Витебске по приказу князя-католика Свидригайло; священномученик митрополит Киевский Макарий был убит в 1496 году крымскими татарами), то с 1918 по 1940 год были казнены или погибли в тюрьмах 9 Киевских митрополитов и епископов, временно управлявшими Киевской епархией. Двое умерли после лагерей, один — от голода в1933 году, один — в эмиграции.
За годы Советской власти в Киеве было разрушено 150 православных храмов и памятников церковной архитектуры, разграблены сокровища и святыни монастырей и храмов, репрессировано более 5 тысяч священнослужителей. Для православного Киева, кроме всех прочих, трагическим стал 1934 год, когда столица была перенесена из Харькова, и всемирный центр Православия решено было превратить в образцовый социалистический город. Тогда из города за 101 км были выселены, а затем и репрессированы «церковники», прошла очередная волна разрушений. В последующие годы столица планомерно освобождалась от своего православного «прошлого», за 80 лет не было построено ни единого православного храма, хотя территория города увеличилась в несколько раз. Горбачевская перестройка, на знамени которой было написано «покаяние», тоже обошла Киев стороной. Коррумпированные власти и знать не хотят «о крови той, что здесь рекой лилась», поэтому даже то немногое из храмов и церковных сооружений, что осталось, пытаются спихнуть кому угодно (католикам, униатам, самосвятам, филаретовцам), только не законной владелице — тысячелетней Церкви своего народа.





 Василий Анисимов. О завещании и имени св. князя Ярослава. Заметки по поводу
 Настоятель храма новомучеников и исповедников на Лукьяновском кладбище игумен Валериан (Головченко). «ГПУ-НКВД делало все для того, чтобы о «ненужном» человеке не осталось никакого воспоминания»
 Святослав РЕЧИНСКИЙ. Церковь во времена испытаний
 Александр АНИСИМОВ. Крестителю и просветителю
 Александр АНДРУЩЕНКО. Киевские Митрополиты 1918-1940 гг.
 Василий АНИСИМОВ. Огонь, который нельзя загасить
 Василий АНИСИМОВ. Апостол Киевской Руси
 Василий АНИСИМОВ. Предстоятель свободной Церкви
 Василий Анисимов
 Василий АНИСИМОВ. Реки, напояющие Вселенную
 Василий АНИСИМОВ. Хунвинбины из НАНУ
 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру