ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.   «Надо всегда помнить об ответственности перед Богом, народом и собственной совестью»

Ваше Блаженство! Начало нынешнего учебного года в Киевских духовных школах совпало с проведением в Киево-Печерской Лавре международной богословской конференции. Как Вы оцениваете ее итоги?

Это уже третья конференция, посвященная проблемам семьи, личности и общества. Мы надеемся, что таким образом уже заложена традиция международных лаврских чтений по важнейшим проблемам современного богословия и антропологии. Для этих чтений характерен очень высокий уровень богословской мысли. На конференции мы могли слушать доклады, участвовать в дискуссиях, общаться с выдающимися представителями православных богословских школ Оксфорда, Парижа, Минска. Замечательны были выступления богословов и философов из Италии, Бельгии, России, да и киевляне были на высоте. Каких-нибудь десять лет назад, студенты наших духовных школ могли разве что мечтать об участие в таком форуме, который, безусловно, является событием в церковной и культурной жизни столицы. К сожалению, по болезни, не смог приехать неизменный участник предыдущих чтений Сергей Сергеевич Аверинцев, но, думаю, встречи с митрополитом Минским Филаретом, епископом Каллистом, протопресвитером Борисом Бобринским, священником Владимиром Зелинским и другими доставили большую радость для пытливого ума. Как известно, в свое время киевская богословская школа была одной из лучших в Мировом Православии, однако академия и семинария были закрыты, профессура репрессирована. Сегодня мы лишь возрождаем свои традиции, и опыт других чрезвычайно ценен. В рамках конференции прошли презентации нескольких серьезных богословских трудов, книги были изданы на русском и украинском языках, наши преподаватели и студенты имели возможность участвовать в их обсуждении, общаться с издателями и авторами. Радостно, что учебный год начался с такой высокой ноты.

Центральными темами конференции опять были семья, личность, общество. С чем связан такой выбор?
Потому что это узловые проблемы современного мира и человека. В прошлом году основные доклады были посвящены проблеме семьи, в этом – личности. Православная Церковь чрезвычайно обеспокоена тем, что в общественном сознании разрушаются традиционные представления о семье, ее непреходящем значении для человека и общества в целом. Мы видим, как нарастают негативные тенденции по девальвации, обесцениванию института семьи. Уже узаконен гражданский брак, свободные, безответственные отношения оборачиваются бесчисленными трагедиями, как для молодых людей, так и для их потомства. Пропагандируются старые атеистические идеи, что в отношениях между мужчиной и женщиной, рождении ребенка нет ничего святого, а есть лишь животные инстинкты. Поэтому семья, колыбель всякого человека, средоточие любви между супругами, родителями и детьми, воспринимается не как счастье, дарованное Богом, а как бремя, которого хотелось бы избежать. Для нас в Украине это одна из самых жгучих проблем, поскольку смертность в два раза превышает рождаемость, и, по последним статистическим данным, население страны сократилось до 47 миллионов человек. И дело не только в бедности или социальном кризисе (семьи с небольшим достатком с радостью заводят детей, справедливо считая их самым большим богатством), а в стремлении молодых людей, как нынче говорят, «реализовывать себя» вне семьи, вне отцовства и материнства.
С этими вопросами напрямую связана и проблема личности, индивидуальной неповторимости и ответственности человека перед Создателем за свою жизнь и свои поступки. Человек как личность – это тот, ради кого Спаситель сошел на землю. В минувшем веке идеологический тоталитаризм стремился разрушить личность, превратить ее в «колесико и винтик» гигантской идеологической машины. В наше время такая же опасность вытекает из созидающейся технологической цивилизации, которая стремиться унифицировать все, в том числе и человека, его возможности, потребности, внутренний мир. Безусловно, это общество будет более продуктивным, комфортным, чем нынешнее, но с очевидной духовной деградацией. Это, собственно говоря, то, чем был искушаем Христос в пустыне, и что отвергнул. Православная Церковь, которая во все века стремилась восстановить падшего человека, и сегодня возвышает свой голос в защиту христианской семьи, личности и общества, в котором они будут основополагающими ценностями.

На конференции присутствовало много студентов, и я слышал мнение, что столь высокие материи, вряд ли пригодятся в их служении на далеких приходов.
Нынешнему поколению пастырей, действительно, нелегко. Они призваны, иногда с нуля, восстанавливать церковную жизнь в городах и весях. Многие полагают, что молодому священнику достаточно хорошо знать богослужебную практику, уметь организовать приходскую жизнь. Но апостол Павел говорит: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя?». Он указывает, в первую очередь, на то, что пастыри должны соответствовать в своей жизни тому, чему учат. Но и призыв к знаниям очевиден. Только углубляя свои знания, пастырь может давать ответы на те непростые вопросы, которые ставит жизнь перед прихожанами, и они идут к священнику за советом. К тому же никто не отменял главную заповедь нашего просвещения: «учить правильно». Это очень актуально, поскольку сегодня в Церковь идет интеллигенция, молодежь, прошедшая нашу светскую атеистическую систему образования. С ними интересно и очень сложно, и такие форумы, как лаврская конференция или Миссионерский съезд, прошедший в Киеве в начале лета, помогают выработать православный взгляд на многие современные проблемы.

В конференции приняли участие представители нескольких патриархатов. Но никто почему-то об этом и не вспомнил.
В этом нет ничего удивительного: богословие, как и вера не делятся на патриархаты. Различные административные устройства, канонические территории не означают разность вероучения. Православная Церковь едина, един и православный взгляд на глобальные проблемы и вызовы современного мира. Этим она, в частности, отличается от политико-схизматических группировок, которым, как общественно-политическим структурам, всегда нужно показывать свое отличие от других.

Вы упомянули об общественно-политических структурах, а как бы Вы сегодня оценили отношения между Церковью и общественными, политическими организациями?
Я думаю, что в обществе уже произошел перелом в отношении Церкви и верующего человека. Уже много лет подряд Церковь имеет высший рейтинг доверия граждан, политики, которые еще вчера с неприятием относились к Церкви, сегодня говорят, что верующие люди – лучшая часть общества. Ведь верующий человек - это человек с совершено определенным отношением к труду, семье, обществу, государству. Один предприниматель, сказал, что для него православный сотрудник – это гарантия добросовестного отношения к работе и качества ее выполнения. Сегодня, по инициативе самих руководителей, на предприятиях открываются православные храмы, чтобы человек имел возможность помолиться и с миром в душе приступить к работе, которая может быть и опасной, как в шахте, и требующей предельной концентрации внимания и воли, как в больнице. Кстати, сегодня мы освятили храм при городской больнице скорой помощи в Дарнице. Это уже 25-й православный больничный храм в столице.
И политики, и государственный чиновники видят, что Православная Церковь сегодня занимается напряженной созидательной работой. Восстанавливаются, реставрируются, строятся тысячи храмов. Вы заметили, как преображают они наши села и города, особенно промышленные центры? Построив храм, а чаще одновременно со строительством, общины занимаются просветительской и благотворительной деятельностью: берут под опеку детские дома, дома престарелых, тюрьмы, больницы, идут в воинские части и школы. Это социальное служение Церкви, но и для государства социальные проблемы – первоочередные. И там, где власти, действительно, думают о своем народе, о человеке, которому сегодня очень нелегко, там они всемерно помогают Церкви в ее социальном служении.
До конца года мы планируем провести монашеский съезд в Киево-Печерской лавре. Сейчас у нас более 150 монастырей, и мы хотим, чтобы они были не только центрами духовности, но и очагами социального служения. При монастырях должны быть созданы школы, приюты, больницы, богадельни. Здесь очень много проблем, и юридических, и земельных, и хозяйственных, и мы должны найти пути их решения.

Ваше Блаженство! Вы сказали о храмосторительстве. Но некоторые СМИ упрекают Православную Церковь за «гигантоманию». В Черкассах построен самый большой православный храм в Украине, гигантские соборы освящены в Кривом Роге, Луганске, не меньшие соборы строятся в Ужгороде, Донецке, Одессе, Крыму, других регионах Украины…. Это чрезвычайно затратные проекты, и не лучше ли эти средства направить на социальные программы?
На протяжении столетий центром всякого города или села в Украине были храмовая площадь, Собор. Как правило, город и начинался со строительства церкви. В атеистическое время архитектурный облик наших городов чрезвычайно изменился: храмы были разрушены, либо закрыты всякими постройками. Сегодня многие хотят возродить исторический православный облик наших городов. Но изменились и строительные технологии, и сама городская архитектура, в которой ныне превалируют высотные здания. Поэтому сегодня в крупных городах строят величественные соборы, которыми могли бы гордиться и дети, и внуки. Жители хотят, чтобы их родной город был самым красивым, и отрадно, что возрождение этой красоты начинается с храма. И затраты эти оправданы. Замечательно, что общинам в строительстве большую помощь оказывают и власти, и предприятия, и коммерческие структуры.

Сегодня в Украине руководители, даже высшего ранга, не боятся открыто демонстрировать свою веру. По телевидению, в газетах часто идет информация о том, что такой-то поклонился святыням, другой обвенчал детей, третий крестил внуков… Все это становиться достояние светской хроники. Хорошо ли это, ведь вера – дело личное…
Мы не можем запретить любому человеку, в том числе государственному деятелю, распространять информацию о своей жизни и деятельности. Конечно, если он принадлежат к Церкви, и демонстрируют свою причастность к Православию, это повышает его авторитет в глазах верующих. Если мы говорим, что верующий гражданин, это большая ценность для общества и государства, то верующий руководитель ценен вдвойне. От него многое зависит, и если он руководствуется в своих решениях и действиях заповедями Господними, он не может принести вреда своей стране и своему народу.

А как выполняется Указ Президента и правительственная программа о преодолении последствий тоталитаризма и возвращении Церкви экспроприированного имущества?
Практически за два с половиной года со времени выхода президентского Указа ничего не возвращено. Комиссии, согласования…. Чиновники находят множество отговорок, мнимых и реальных препятствий, чтобы Указ не выполнять. Очевидно, что нет просто воли и желания. Украинская Православная Церковь будет выполнять миссию, предначертанную Господом Богом и Спасом нашим Иисусом Христом – вести человека к спасению, будет строить храмы, помогать страждущим, служить народу и Украине, независимо от того, как к ней относятся чиновники и политики. Этим она занимается уже тысячу лет. Те же, кто препятствует Церкви выполнять ее миссию, сами будут нести ответственность перед Богом, и перед народом, и перед собственной совестью. Об каждому из нас необходимо всегда помнить.

Беседу вел Василий Анисимов





 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Зішестя Святого Духа на апостолів
 Блаженіший Митрополит ВОЛОДИМИР. Це ж є життя вічне (Неділя 7-а після Пасхи, святих отців Першого Вселенського Собору)
 Блаженіший Митрополит ВОЛОДИМИР. Святкові дні (Неділя 6-та після Пасхи, Про сліпого)
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Поклоніння Богу (Неділя 5 -та після Пасхи, про самарянку)
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Неділя 4-та після Пасхи. Чи хочеш бути здоровим?
 Блаженіший Митрополит ВОЛОДИМИР. Неділя 3-тя жон-мироносиць
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Слово на Неділю II-гу після Пасхи
 Блаженіший Митрополит ВОЛОДИМИР. Христос Воскрес!
 Блаженіший Митрополит ВОЛОДИМИР. Вхід Господній в Єрусалим
 Пасхальне послання
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. «Я з вами»
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. "Вірую, Господи! Допоможи моєму невірству"
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Хресна сила
 Молитва cвятого Єфрема Сиріна
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Наша відповідь на милість Божу
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Прощена неділя
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Бесіда на Cпомин Адамового вигнання
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Про Страшний суд
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Притча про блудного сина
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Про заздрість
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Про заздрість
 Молебное пение о недужных – ВИЧ-инфицированных
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Священномученик Володимир (Богоявленський)
 Як подати записку на молитву Митрополитові?
 Як подати записку на молитву Митрополитові?
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. «…Піди спочатку примирись з братом…».
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Богоявлення
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Різдвяне Послання
 Блаженнейший Митрополит ВЛАДИМИР. Рождественское Послание
 Блаженніший Митрополит ВОЛОДИМИР. Про званих на вечерю
 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру