ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Епископ Мукачевский и Ужгородский Агапит.   «Ад хотя царствует, но не вечнует»

– Владыка, Вам выпало возрождать Ионинский монастырь. Какие трудности стояли на Вашем пути?


Я благодарен Богу за то, что Он сподобил меня стоять у истоков возрождения обители с такой славной историей, какой является Ионинский монастырь в Киеве. Уже более десяти лет прошло с того времени, как меня, тогда еще насельника Киево-Печерской Лавры, назначили настоятелем Свято-Троицкого храма, расположенного в центре киевского Центрального ботанического сада, а вернее тех руин, которые остались от этого прекрасного храма за годы безбожной власти. Община наша возникла в 1991 году по просьбе самих жителей Печерска. Сразу хотелось возродить здесь и монастырь, но тогдашний Митрополит Киевский Филарет, вскоре предавший Церковь, жестко сказал: «Никакого монастыря здесь не будет». И кто знает, был бы сейчас Ионинский монастырь или нет, если бы у кормила Украинской Православной Церкви в 1992 году не встал ее нынешний Предстоятель Блаженнейший Митрополит Владимир. Он с большой радостью благословил возродить на этом святом месте монашескую жизнь.
Матерь Божия постепенно приводила в монастырь людей, которые теперь не могут себе представить жизнь без родной обители. Одним из самых первых пришел в монастырь еще послушником его нынешний настоятель архимандрит Иона. Трудиться приходилось не покладая рук. Первые насельники жили действительно как подвижники. Монастырю передали только храм и старенькую деревянную колокольню, построенную в конце ХІХ-го в. и многие десятилетия простоявшую без ремонта. От ветхости она даже наклонилась. Я вдаюсь в такие подробности, чтобы передать атмосферу жизни в монастыре тех лет. Других помещений, пригодных для жилья, не было, и вся братия — 7 человек — жила в этом крохотном аварийном помещении. Никто не роптал, силой тоже никого в монастырь не затягивали. Как у братии, так и у прихожан был тогда такой духовный подъем, что все жили и трудились, как говорится, едиными усты и единым сердцем. И Господь помог. Под Покровом Божией Матери и молитвами преподобного Ионы кирпичик за кирпичиком монастырь отстраивался. К нему потянулся народ. Сам преподобный, наверное, посылал в монастырь людей, которые подходили и предлагали оплатить реставрационные работы, изготовление иконостаса и многое другое.
Конечно же, вехой в истории монастыря стало обретение нетленных мощей преподобного Ионы в 1993 г. С того дня, как эта святыня вернулась в стены родной обители, жизнь изменилась. Во всех трудах по возрождению монастыря даже зримо ощущалась постоянная помощь его святого основателя.

– Вам пришлось отстаивать монастырь в борьбе с раскольниками и автокефалистами в 90-х. Расскажите об этом.
Для человека, который хоть как-то сталкивался с законодательством, регламентирующим духовную сторону жизни нашего общества, думаю, стал уже грустной аксиомой тот правовой нигилизм, который царит в этой сфере. Так было и с регистрацией нашей общины. Параллельно с ней была зарегистрирована еще и невесть откуда взявшаяся униатская община, претендовавшая на наш храм. К тому же униаты хотели разместить в нем свой кафедральный собор. Церковь была тогда еще закрыта. Представьте себе воскресный день: на паперти Литургию служил я с прихожанами, а возле левой части собора — униаты. Читаем православный Символ веры, и тут же доносятся песнопения так называемой «литургии византийским обрядом», на которой поминают папу Римского. Естественно, спокойствия такие факты не прибавляли. Власти специально не передавали храм никакой из претендовавших тогда на него общин, молча наблюдая, чем все это закончится. Так продолжалось около года. Служили на улице и в зной, и в мороз. И вот в один из дождливых октябрьских дней, когда служить на улице было невозможно, мы решили открыть прогнившие двери храма и войти внутрь. Разруха, которая царила в храме, изуродованные росписи, алтари, перестроенные под кабинеты, — все это сжимало сердце. Однако мы продолжили Литургию. Наши «оппоненты», естественно, весьма негативно восприняли такие действия и стремились криками сорвать богослужение. Однако Господь все управил. И больше мы наших соседей, Слава Богу, не видели.

- А каким образом Выдубицкий монастырь оказался в руках раскольников?
В древнем Выдубицком монастыре православный приход был зарегистрирован еще в 1991 г. Община арендовала тогда у Института археологии, размещенного на территории монастыря, прекрасный Михайловский храм. Соседи вроде бы прекрасно уживались. Но тут появился раскол. Ни для кого не секрет, что ныне анафематствованный Филарет, как говорится, «выехал» тогда только лишь с помощью влиятельных связей и поддержки власти. Премьер-министром был в то время всем печально известный Лазаренко. В считанные дни Институту археологии приказали освободить помещения и передать их «Киевскому патриархату». Дирекция института отобрала ключи от храма у настоятеля православной общины. И через день в нем появились раскольники.
Сейчас трудно оценивать эту ситуацию. В Киеве на то время это был первый прецедент подобного рода, когда православных выгоняли из храма. И как правильно было поступать: повиноваться власти или силой удерживать храм? Это только сейчас, когда пройдена наука горьким опытом, многие дают советы.
Как-то моему знакомому господин П. Калашник, сотрудник Держкомрелигий (который, кстати, и сегодня там работает), похвастался, как после постановления Лазаренко ему удалось за три дня передать наш Выдубицкий монастырь отлученным от Церкви филаретовцам. Думаю, что это далеко не единственная афера, которую Лазаренко с Денисенко удалось прокрутить за три дня. Какой же был шок у сотрудников Института археологии, когда через день после выхода постановления о выселении их из зданий монастыря наутро они увидели, что новые хозяева вскрыли все помещения и содержимое их выбросили в прямом смысле на улицу. Так прямо по двору и валялись уникальные археологические экспонаты, добытые кропотливым трудом ученых. Многое тогда было просто разграблено и безвозвратно утеряно. И никто из депутатов вопль о гибели национального культурного наследия не поднимал!

– Ионинский и Выдубицкий монастыри во многом похожи. Как Вы можете сравнить их жизнь и состояние сейчас?
Эти два монастыря объединяет и географическое соседство, и глубокая духовная связь. Преподобный Иона, перейдя по благословению Божиему жить в Киев, избрал местом своего духовного подвига древний Выдубицкий монастырь, расположенный несколько вдали от городского шума. Да и в нем преподобный, желая избежать суеты и предаться безмолвию, поселился в небольшой келии на самой окраине обители. Именно здесь в 1861 и 1862 годах старцу дважды являлась Божия Матерь и повелела основать новый монастырь во Имя Святой и Живоначальной Троицы, что он впоследствии и исполнил.
Безусловно, скорбно сейчас смотреть на Выдубицкий монастырь, пребывающий в руках раскольников. И это не только потому, что в моих суждениях может существовать определенная предвзятость. Любой верующий человек согласится со мной, побывав там. Захватить-то его раскольники захватили, как сделали это и с десятками других храмов и монастырей. Но ведь этого мало. Безусловно, в расколе благодати нет и быть не может, поэтому и какие-то искренние проявления духовности там всегда отсутствовали. Но даже для того чтобы имитировать состояние обжитости монастырских стен, нужны люди. А, как известно, в раскольнических монастырях особого наплыва желающих жить в постничестве и нестяжании не наблюдается. Вот и получается, что зданий у них много, но управиться со всеми этими сооружениями, которые к тому же являются памятниками архитектуры и нуждаются в специфическом уходе, некому. И предприимчивые филаретовские «монахи» нашли выход из положения: они теперь сдают монастырские сооружения в аренду. Поначалу, конечно же, у всех был шок, когда на дверях старинной монастырской колокольни увидели вывеску, приглашающую посетить частный ресторан, находящийся внутри. А теперь уже таким выходкам большинство, к сожалению, устало удивляться.
Все, кто до раскола ходил в Выдубицкий монастырь, после 1992 г. ушли оттуда вместе с прекрасным хором под управлением диакона Димитрия Болгарского, и теперь молятся в Ионинском монастыре. Чтобы заманивать к себе народ, филаретовцы начали придумывать разные рекламные акции в прессе, устроили так называемые «вычитки», на которых известный киевскому духовенству шарлатан, именующий себя отцом Петром, изгоняет не бесов, а последние капли Божией благодати из душ тех несчастных, которые по своему духовному невежеству попадают на эти мероприятия. Такая ситуация весьма трагична и отзывается глубокой раной в сердце тех, кто любит это святое место, эту святую землю, освященную молитвенным подвигом многих угодников Божиих. Ведь люди, стоящие во главе раскола, не просто неверующие. Это святотатцы, которые топчут каноны Церкви, ее Предание и Таинства, насмехаются над священным богослужением. Суд им давно готов, как пишет апостол Павел. Однако вдвойне страшным есть то, что, добровольно падая в бездну, они еще и стремятся ухватить за собой тех несчастных, которые, подобно слепым котятам, только начинают искать путь к Богу и мечутся в разные стороны. Сейчас многие, забыв, что путь христианина — это путь скорбей и целожизненного крестоношения, ищут моментального исцеления, семейного счастья или успеха в бизнесе и хотят получить все это без труда, на блюдечке с голубой каемочкой. И в погоне за таким быстрым счастьем любой ценой они, не отдавая себе в том отчет, губят свою душу.
В этом контексте перед Ионинским монастырем стоит, как мне кажется, особенно ответственная задача: светить миру светом своих добрых дел так, чтобы любой человек вне зависимости от степени своей воцерковленности мог отличить истину от лжи, увидеть настоящее, а не лицемерное исполнение Заповедей Божиих и захотел жить так же. Почему сегодня многие обыватели говорят: «Мне все равно, в какую Церковь ходить, ведь Бог один»? Потому, что порою наша жизнь, жизнь тех, кто именует себя христианами, ничем не отличается от жизни мира, погрязшего во зле, а порой наоборот служит соблазном. Особенно актуален сегодня для всех жизненный пример преподобного Ионы. Этот святой старец своим смирением и добродетелями настолько исполнился благодати Духа Святого, что притягивал к себе сотни тысяч самых разных людей. Они шли к старцу не только за исцелением или иным чудом, но шли, чтобы увидеть святого человека. И видя его, никто не задавался вопросом, какая церковь истинная. Известны случаи, когда старообрядцы, получив по молитвам старца утешение в своих скорбях, тут же приносили покаяние и возвращались в лоно Истинной Церкви. Нынешний наместник и братия Ионинского монастыря, мне кажется, четко осознают это призвание времени и, несмотря на все неизбежные трудности как внешнего, так и внутреннего порядка, стремятся соответствовать тому месту, на которое их поставил Господь заботиться о спасении и своем, и вверенной паствы.

– Сейчас монахов хотят выселить из монастыря, а корпуса отдать ботсаду...
Церковная история показывает, что во все времена, даже самые, казалось бы, благополучные, никогда не было полной гармонии между Церковью и миром. Иного ожидать равнялось бы погоне за вымышленным призраком, потому как Господь четко говорит нам: «В мире скорбны будете». Тому же учит нас и апостол, предупреждая, что всякий желающий жить благочестиво будет гоним. Мы никогда не дождемся рая и спокойствия на этой грешной земле. И та травля, которую устроили некоторые политики Ионинскому монастырю, еще раз показывает, что, видимо, братия все-таки взялась за правое дело, раз враг так со всех сторон ополчился.
Однако те методы, которыми действуют противники монастыря на двенадцатом году независимости нашего государства, не могут не удивлять. А как может быть иначе, если сегодня погоду в обществе делают те же люди, что и 20-30 лет назад? Мне рассказывал наместник отец Иона, что дошло даже до того, что вокруг монастыря некоторые националистические партии устроили так называемый «субботник» с транспарантами и призывами силой выгнать монахов с исконно принадлежащей им земли. В памяти оживает наша недавняя история. Вот только флаги поменяли с красных на жовто-блакытные. А содержание транспарантов, выкрики в рупор все те же. И кто, спрашивается, все затевал? Оказывается, председатель УРП «Собор» пан А. Матвиенко, в прошлом — первый секретарь ЦК комсомола Украины.. Так, выяснив, кто же скрывается за громким словом «общественность», можно проследить корни типично советских сценариев субботников, во время которых разрушали все тот же Ионинский монастырь, оскверняли его святыни, играли, как футбольным мячом, главой святого Ионы. Весьма возможно, что и люди были те же.

– Говорят, что монастырь нарушает экологию.
Я не буду вдаваться в подробный анализ обвинений в том, сколько именно деревьев высохло от деятельности монастыря, расположенного от этих деревьев в противоположном конце ботанического сада, на территории которого Господь попустил теперь размещаться монастырю. Этим пусть занимаются природоохранные органы. Они у самого ботанического сада, не по разуму занявшегося коммерцией, нашли столько нарушений, что монастырь, если бы и очень захотел, то экологии навредить в таком объеме не смог бы. Скажу лишь одно. Всякий зрячий и здравомыслящий человек, пройдя по ухоженной монастырской земле и заглянув на аллеи сада, особенно в дни майских праздников, когда заповедная территория становится полигоном для массовых гуляний, не может не увидеть истинного положения дел. Подобные ничем не доказанные обвинения являются лишь свидетельством того, что в нежелании передавать монастырю отобранные у него советской властью помещения такая уважаемая организация как Национальная академия наук Украины опускается до уровня базарных выкриков и обвинений. Когда мне показывают газеты со статьями по шаблону «Ботанический сад спрячут под рясу?», где описывается, «как бородатые попы рвут коллекционную сирень и пасут по саду овец», я подумал, что за такою писанину автору должно быть стыдно. А под такими статьями подписываются и доктора наук, и академики. Это элита нашей страны, нашей нации! После такого начинаешь понимать всю глубину тех кризисных явлений, которыми поражено наше общество.

– Вы долгое время служили в Центральной Украине, а сейчас находитесь в Западной. Как Вы можете сравнить отношение людей к вере?
Украина по общей площади территории является одним из самых крупных европейских государств. Очевидно, что этот факт объективно наряду с другими определяет контрастность как этнической, так, соответственно, и культурной, и религиозной палитры нашего общества. Ни для кого не секрет, что населению Западной Украины присуща большая степень религиозности в сравнении с населением ее центральной и восточной части. Можно даже сказать, что религиозность является неотъемлемым штрихом к портрету среднестатистического жителя западных регионов нашей страны. Я склонен усматривать причину такой полюсности в отношении к религии в почти двадцатилетней разнице между приходом безбожного режима на Центральную часть нашего государства и его западный регион. Особенно эта ситуация бросалась в глаза при Советском Союзе и являясь причиной того, что большая часть студентов духовных школ были выходцами именно из Западной Украины. Как следствие этого же факта можно рассматривать и то, что значительная часть священства среднего и пожилого возраста, да и епископата в России, являются по национальности украинцами.
Несмотря на то что враг, как и везде, Западной Украине стремился загасить огонь веры в сердцах людей, никакая атеистическая пропаганда не смогла выкорчевать любовь к Богу из народной души. Отрадно констатировать, что в этом регионе сохранилась духовная преемственность веры, которая передается от родителей к детям, от дедов к внукам, скрепляя таким образом общество духовными нитями. Здесь дети узнают о существовании Бога гораздо раньше, чем научатся разговаривать. Каждое воскресенье мама зовет ребенка, надевает ему новую рубашку, и затем вся семья идет в храм. Иначе и быть не может. Так было здесь двести лет назад, так было и двадцать лет тому, такая же традиция в народе существует и сейчас, и, даст Бог, будет всегда.
Конечно же, везде есть свои проблемы и недостатки, которые нужно терпеливо исправлять, а иногда и решительно бороться. Одна из них та, что за обрядовой стороной религии часто теряется ее глубокая внутренняя суть. В прошлом священник не имел возможность повышать уровень, если можно так сказать, религиозной грамотности в народе. В результате сегодня существует масса различных суеверий и предрассудков, которые имеют не только частный характер, но и оставляют свой след на литургической жизни. Очень плохо то, что практически во всем регионе закрепилась традиция редко причащаться. Храмы переполнены, а причастников нет. Большинство людей причащаются раз-два в год. Я вижу в этом недопонимание важности принятия Святых Христовых Тайн для развития и укрепления духовной жизни. Поэтому стараюсь объяснять священнослужителям необходимость повсеместно проповедовать о значении Литургии не только как внешнего проявления нашей веры в Бога, но и как центра нашей жизни, как действа, в котором прихожане вместе со священником должны принимать живое и действенное участие.

– Как Вы относитесь к тому, что некоторые священники проявляют непослушание по отношению к правящему архиерею?
Этот вопрос несколько риторичен. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о подобных инцидентах, которые свидетельствуют о незнании некоторыми священниками и мирянами элементарных понятий о Церкви и ее природе. При этом подобная религиозная безграмотность является не причиной, а благодатным грунтом, на котором разрастается корень проблемы — бесовская гордость. Грех непослушания ведет свою историю от дня первого грехопадения Адама в раю. И всякий, кто идет на этот грех, должен осознавать, что наказание за него будет то же, которое постигло первых людей, — изгнание из рая.
Святоотеческая аскетическая литература дает нам понятие о сетях диавола, которыми он стремится уловить человеческие души. Если этому врагу спасения не удается прямо склонить ко греху, то он облекает свою цель в личину какого-нибудь благого предлога. И здесь в большинстве случаев бес достигает желаемого.
Господь возложил на епископов особую миссию: быть строителями Таин Христовых и хранителями неповрежденного вероучительного Предания. По слову священномученика Игнатия Богоносца, отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого и от Самого Христа. Если какие-то действия архиерея действительно смущают клир и мирян, то для этого есть не самосуд, а высшая церковная иерархия, которой дана власть от Бога исследовать подобные вопросы и принимать меры. А священник, в свою очередь, должен быть образцом истинного смирения, послушания и покорности святой Матери-Церкви, чтобы не только словом, но и личным примером прививать эти основополагающие христианские добродетели к душам вверенной ему паствы.

– Сейчас в Церкви много проблем. Каким Вы видите будущее Православия?
Сегодня все более становится очевидной печальная тенденция к усилению секуляризационных процессов, которые поражают современное общество. И одним из существенных признаков этого явления является то ускорение, с которым набирает за последнее десятилетие обороты целая индустрия порока, стремящаяся к раскрепощению и героизации низменных начал человеческой природы. Фильмы, реклама, СМИ и прочие, ставшие неотъемлемыми, атрибуты нашей жизни возносят в как некоего идола образ «человека потребляющего», заслоняя им вековые моральные устои нашего народа. Оголтелая погоня за комфортом, к которой всецело сегодня сводится смысл человеческой жизни, пытается проложить свой путь и через такую неотъемлемую сторону общественной жизни как вера.
В этой связи все более становится заметным стремление «осовременить» Церковь, сделать ее более удобной. Порою даже Православной Церкви бросают упрек в консерватизме и отдаленности от реальных модернизированных условий. Однако прежде чем выдвигать подобные обвинения, необходимо до конца понять природу Церкви. Определенная ортодоксальность является одной из ее характеристик. Подобно Господу, который «вчера и днесь, тойже и во век», Церковь исторически имеет тенденцию к преемственному постоянству. Она уделяет большое внимание тому, чтобы это духовная преемственность не пресекалась, а связывала через тысячелетия будущие поколения с ближайшими учениками и последователями Христа.
Вместе с тем на фоне такой внутренней стабильности Церковь постоянно обновляет традиционные и приобретает новые формы проповеди и методы миссионерского служения. Этого требует призвание Церкви отвечатьљ на новые вызовы сменяющих друг друга эпох, благовествуя Слово Божие современному миру. Это, однако, не имеет ничего общего со стремлением покорить Церковь духу века сего, насильственно «модернизировав» Ее древний и привычный для верующих всех поколений уклад просто из пристрастия к осовремениванию всего и вся.
И все же в целом, говоря о судьбе Православия, существующего сегодня на фоне всеусугубляющихся аморалистических явлений, я бы не стал предаваться пессимизму. Данная ситуация не является неожиданной, так как Господь еще две тыс. лет предупредил нас – надлежит сему быть (Мк 13:7). Христос воскрес, и тем самым поразил силу богоборца диавола. Ныне, как сказано в одном из богослужебных текстов, хотя еще царствует ад, но не вечнует. И его врата никогда не смогут одолеть святую Православную Церковь Христову. Нам же всем нужно сильно держаться за этот церковный корабль, чтобы никакие бури быстротечного житейского моря не могли помешать доплыть до желанной пристани в Жизни Вечной.

Записал Павел Сердюк


 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру