ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Архиепископ Днепропетровский и Павлоградский ИРИНЕЙ.   "Не Церковь "устарела", а мы одичали, очень далеко уйдя от нее".

Мы живем в то историческое время, которое для нас определил Господь.

Недавно в Цюрихе прошел очередной раунд переговоров между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов по проблеме церковного раскола в Украине. Как известно, составной частью этой проблемы является деятельность УАПЦ. Вы, Владыко, не только потрудились на посту председателя комиссии УПЦ по диалогу с лидерами автокефалистов, но и были некогда управляющим приходами Московского Патриархата в Канаде, где находится значительная часть украинской диаспоры, не без участия которой возникла УАПЦ. Как бы Вы прокомментировали новости из Цюриха с точки зрения Вашего опыта контактов с автокефалистами?
Из бесед с автокефалистами, в том числе и с образованнейшими их представителями, я вынес впечатление, что многих из этих людей можно считать искренне верующими, но вести с ними переговоры и дискуссии бессмысленно - нужно восстанавливать церковное единство только через покаяние творцов раскола. Во-первых, невозможно идти на компромисс с теми, кто сознательно поставил себя вне канонической Церкви - точно так же, как нельзя поступаться вечными истинами Евангелия в угоду преходящему духу той или иной эпохи. Во-вторых, только покаяние может привести виновников раскола к пребыванию в подлинном единстве со всей полнотой Вселенской Православной Церкви. Причина потрясшего Украину раскола - чисто политическая. В частных беседах в ответ на призыв к покаянию раскольники отвечали мне: "А что ж о нас скажут?" Эти люди не могут сделать ни одного самостоятельного шага без оглядки на политиков, которые дают или не дают "добро". Политики же продолжают поддерживать раскол в корыстных целях. Они не до конца осознают всю трагедию раскола. А ведь это страшное состояние - быть вне Церкви. Это значит - не ощущать на себе всю полноту воздействия Благодати. Но политикам пора бы вдуматься - что они творят. Ведь уже весь мир признал УПЦ единственной канонической Церковью в Украине. И нельзя вмешиваться в церковные дела, не понимая природу Церкви. Церковь потому-то и отделена законом от государства. Политики должны изменить позицию и, более того, мужественно воззвать к сторонникам раскола: "Покайтесь! Мы ввели вас в заблуждение". Ведь даже на сегодняшний день последствия раскола уже катастрофичны: если сегодня власть перестанет поддерживать раскольников, то все равно понадобятся годы, чтобы объяснить людям, что создание УАПЦ и УПЦ-КП было ошибкой. А раскольнические пастыри должны идти к покаянию вместе с паствой. Тогда видно, что это искреннее раскаяние. Если же пастырь не зовет паству за собой, то как быть уверенным, что его намерения чисты. А пока нас терзает разделение, к нам устремляются западные секты. Когда я еще до раскола был Львовским архиепископом, ко мне пришли двадцать здоровых парней и говорят: "Вы нам нужны. Будьте первым автокефальным патриархом в Украине". Я ответил, что разрушать церковное единство - великий грех. "Нам главное сейчас найти епископа, а все остальное потом образуется. Мы покаемся" - сказали они. И выбрали потом Иоанна Бондарчука. Разве можно такие вещи делать? Во-первых, наша жизнь может в любой момент оборваться и для покаяния не останется времени. А Господь повелевает, чтобы в отпущенное нам время мы творили только правду и добро. Во-вторых, если о своей душе так небрежешь, то как не думаешь о людях? Как народу потом объяснить, зачем ты учинил раскол? Политики придумали идею и хотели реализовать ее путем насилия. А в Церкви так не бывает. Если чего-то очень хочешь - молись. И Господь даст. Если это полезно для тебя. Возможно, даст не сразу. Но и в этом случае нельзя что-либо делать насильно. И теперь надо молиться о том, чтобы Господь вразумил политиков и дал им верное понимание того, что происходит. И через покаяние раскольников церковный мир мог бы быть восстановлен. Это проверено историей. Причем историей подобных случаев. Американские православные иерархи принесли покаяние и обратились к Святейшему Патриарху Московскому с прошением об автокефалии, после чего получили ее. То же было и с Японией, после чего образовалась Японское Автономная Православная Церковь. А общий итог - единство в мире и любви.


При беседе со сторонниками раскольников иной раз возникает ощущение, что некоторые из них искренне не понимают, почему для УПЦ привлекательнее каноническое единство с РПЦ, а не с тем же Константинопольским Патриархатом.
Мы живем в то историческое время, которое для нас определил Господь. И совершать тот или иной поступок мы должны исходя из той ситуации, которую застали, придя в мир. Если какие-либо из событий далекого от нас прошлого вдруг начинают нам казаться результатом ошибки, нужно взвешенно проанализировать эти события и когда факт ошибки будет доказан - сделать соответствующие выводы на будущее. Но нельзя возмущать людей и ставить на них экспериментов. Так исторически сложилось, что Православная Церковь на Руси - единая. И люди нуждаются в этом единстве. Зачем же совершать насилие и разрушать то, в чем мы черпаем силы к духовной жизни. Я думаю, что Украинская Православная Церковь - единственный оплот Православия в Украине. И она выстоит в выпавших на ее долю испытаниях. Ведь мы - великая православная страна. Пройдет время, и люди осознают, где истина. И вместе мы смогли бы поставить прочный заслон против навязываемых нашему народу протестантских учений.


Сегодня часто приходится слышать от многих людей, что они с радостью пришли бы в православный храм, ибо чувствуют, что в его стенах обитает Правда. Но смущаются тем, что многое трудно, неадаптировано к их пониманию. Как развеять ложные сомнения этих людей?
Не Церковь "устарела", а мы одичали, очень далеко уйдя от нее. И нужно, во-первых, приложить труд, чтобы понять Церковь, увидеть ее неисчерпаемое духовное богатство. Например, церковно-славянский язык. Для того, кто постарался вникнуть в него, он раскрывается как истинное сокровище. Ведь даже в XIX-XX веках выдающиеся композиторы создавали свои произведения именно на церковно-славянский текст, хотя в миру разговаривали другим языком. Во-вторых, нужно искренне искать Бога. Когда мы что-то искренне ищем, то непременно найдем. Не умеешь молиться - постой перед иконой и вглядись в нее, поставь свечу. И вразумление придет. Господь пошлет встречу с нужным человеком, необходимой книгой. При этом надо молиться, просить от души. Только молитва пробудит наше отечество, только она всколыхнет все его увязшие в земной суете звенья, только она способна пробить гранит нашего безразличия.


Владыко, Вы побывали в самых разных уголках нашей планеты - где как пастырь, где как паломник. Как Вам, повидавшему разнообразие земного мира в такой великой мере, представляется возможность извлечения человечеством правильных уроков из постигшей США 11 сентября трагедии?
Мне неоднократно довелось побывать на тех самых небоскребах, которые обрушились от ударов направленных на них террористами самолетов. Любуясь открывавшимися с высоты этих зданий видами, я восхищался техническими достижениями человечества. Но теперь всему миру еще раз наглядно продемонстрировано, что вся человеческая мощь - если Господь попустит - может в один миг разлететься как мыльный пузырь. Священное Писание предупреждает нас, что так же легко может сгореть и вся земля. И человечеству, особенно тем его представителям, которые считают себя авангардом техногенной цивилизации, необходимо всерьез задуматься о том, что если наши достижения не приближают нас к Богу, то и не делают сильнее. Миру нужны духовные свершения. А мы видим часто, например, по телевидению, силу, которая старается разрушить духовность. Сказано Апостолом Павлом: "Все мне позволено, но ничто не должно обладать мною; все мне позволено, но не все полезно, не все назидает". Сам Спаситель сказал, что можно приобрести весь мир, но повредить своей душе. Прогресс, который убивает душу, обрекает человечество на гибель. И мир должен понять: так дальше жить нельзя. Слава Богу, что есть еще те, кто удерживает нас от катастрофы: на Афоне и в других монастырях несут подвиг молитвенного стояния за мир монашествующие. И мне кажется, что Господь еще удержит мир, ибо встречаю в людях живую жажду Бога. Главное - донести сегодня до людей ту мысль, что счастье человека - не в сиюминутных наслаждениях и богатстве, а в богоподобии и полноте богообщения, в духовном восприятии мира. Создавая человека, Господь дал ему свободу. Человек - не Бог, но как бог. И предвидя, что человек может неправильно ею распорядиться, не лишил человека свободы, но предусмотрел путь к духовному возрождению человека. Путь этот Господь явил на Голгофе - путь жертвенной самозабвенной любви, которая ведет в бессмертие. Изначальное же призвание человека состояло в том, чтобы вся человеческая жизнь была божественным дыханием. И если бы мы хоть немного постарались преобразить нашу жизнь в этом направлении - мир сильно изменился бы.


Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем дне вверенной Вам Днепропетровской епархии.
Когда я принял епархию в 1993 году, ее территория совпадала с Днепропетровской областью, и здесь действовало 96 приходов. Сегодня на Днепропетровщине уже две епархии - Днепропетровская и Криворожская, - в которых насчитывается 400 приходов. Замечу, что со стороны гражданских властей Днепропетровщины мы встречаем поддержку и помощь в наших трудах. В частности, если в прежние времена в вопросе о строительстве новых храмов должностные лица порой колебались, то теперь решительно идут навстречу Церкви. И жители даже самых маленьких сел высказывают пожелание иметь у себя храм, а когда просят прислать священника, то говорят: "Дайте нам настоящего пастыря, который любил бы молитву, был нам примером и научил нас молиться". Все это вызывает великую радость, ибо свидетельствует, что времена моды на хождение в храм прошли, и к Церкви людей влечет уже только жажда подлинной духовности. И потому я всем говорю: нам надо спешить возрождаться в родном для нас Православии, пока чуждые в своей основе украинскому народу западные сектантские учения не успели пустить корней в опустошенных душах наших сограждан. И мы стараемся вести в епархии широкую просветительную деятельность. В одном только Днепропетровске выходит целый ряд периодических церковных изданий с приложениями: "Епархиальные ведомости", "Церковные вести", "Спасите наши души", "SOS", "Православная семья", "Начало", "Радуга", "Богдан" - два последние для детей. Интересно рождались порой названия этих изданий. Так, пришли ко мне инициаторы создания одного из журналов и говорят: "Благословите создать православный журнал". Я побеседовал с ними и напоследок сказал: "Ну, что ж, полагайте начало". И они решили дать журналу имя "Начало". Много церковных периодических изданий, включая газету "Альфа" и приходские "Листки" разных храмов, выходит и в благочиниях епархии. Мы сотрудничаем и со светскими изданиями. Около десяти журналов регулярно помещают странички с церковной тематикой. И это сотрудничество родилось при искреннем интересе к Церкви со стороны редакций. Например, журналу "Ситистрой" я предложил однажды вспомнить о красоте нашей старинной церковной архитектуры и поместить статью об одной из наших православных святынь. Редколлегии журнала понравилась составленная нами статья, и нас попросили продолжить ознакомление читателей с другими святынями. Когда мы "прошли" все четыре имеющиеся на Руси Лавры, журнал стал размещать наши статьи о наиболее известных храмах Днепропетровщины. А журнал "Ресторанная жизнь" с интересом опубликовал у себя наш материал о православном посте. Днепропетровской епархии предоставлено также эфирное время на местном телевидении и радио. Недавно в Павлограде плодотворно прошла церковная конференция по педагогике. Побольше бы таких встреч: при изобилии необходимого учебного материала многим православным педагогам не хватает контактов друг с другом для обмена опытом.


А как идет возрождение Свято-Николаевского Самарского монастыря - прославленной обители запорожских казаков, расположенной в прилегающем к кафедральному городу епархии Новомосковске?
А как идет возрождение Свято-Николаевского Самарского монастыря - прославленной обители запорожских казаков, расположенной в прилегающем к кафедральному городу епархии Новомосковске?


Интервью вел Владислав Дятлов (ноября 2001 г.)





 Митрополит Днепропетровский и Павлоградский ИРИНЕЙ. Православие в мировой культуре
 Митрополит Днепропетровский и Павлоградский ИРИНЕЙ. "Днепропетровщина — это моя жизнь, и я счастлив, что уже 10 лет совершаю здесь молитвенный подвиг"
 Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. «Миссионерство немыслимо без любви к людям»
 ІРИНЕЙ Митрополит Дніпропетровський і Павлоградський
 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру