ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Архиепископ Ровенский и Острожский ВАРФОЛОМЕЙ.   "Церковь должна воцерковлять людей и вести их к Богу".

Жизнь Церкви во многом зависит от отношения власти.

Владыка! Вы родились в христианской семье, а были священнослужители в вашем роду?

Нет, священнослужителей среди моих предков не было, но зато моя семья всегда была религиозной. И прадед, и дед с бабушкой по линии мамы были глубоко верующими людьми, и каждый воскресный и праздничный день, придя из храма, они читали Псалтирь. Мой прадедушка был грамотным человеком, он окончил сельскую школу, умел читать по-церковнославянски и всегда читал Жития святых или Псалтирь, послушать его собирались все домашние и даже соседи. Когда я начал подрастать, постоянно жил в православном окружении, воспитывался в православных традициях. Помимо того, у меня по материнской линии была очень религиозная бабушка Феодора, а бабушки всегда оказывают более благотворное влияние на внуков, чем родители на своих детей, потому что нянчатся с ними больше родителей, занятых на работе. Для своего времени она была женщина, как говорили в селе, грамотная. Она научилась читать от своего брата, читала по-славянски и в молодости пела в церковном хоре. У нее было толкование на послания Апостола Павла, которое она читала и пересказывала мне.

Кроме того, у нас по соседству жил священник, уже покойный отец Иоанн. Он был человеком своеобразным -- всецело предан церковной жизни, фронтовик, имел музыкальное дарование, хорошо управлял хором. Он поднял сельскую паству на высокий уровень и сумел в 60-е годы, когда было хрущевское гонение, отстоять церковь. Я, когда уже учился в семинарии, спрашивал его: "Отец Иоанн, а как получилось, что церковь наша не закрыта? " Он ответил: "Это ведомо только мне и одному Богу". И него был сын Василий, мой ровесник, с ним мы ходили в школу, сидели за одной партой. Поэтому я находился, с одной стороны, под церковным влиянием, а с другой -- под домашним христианским воспитанием. И все складывалось так, что в душе у меня с детства закладывалось желание посвятить себя Церкви. Но времена были очень непростые, поэтому, когда я окончил школу, у меня было желание пойти учиться, но куда именно, я так и не решил -- меня призвали в армию. Я служил в Чехословакии, был командиром отделения в зенитно-артиллерийском дивизионе.

Благодаря армейской службе я повзрослел, переосмыслил какие-то моменты в своей жизни и, когда вернулся из армии, твердо решил идти по стопам церковным. Сначала поступал в Ленинградскую духовную семинарию и первый раз не прошел. А не прошел по чистой случайности -- у меня не было паспорта. До этого он мне не нужен был, я уже подал документы на оформление паспорта, но его еще не успели сделать. Вероятно, приемная комиссия во главе с покойным митрополитом Никодимом решила, что перед ними или какой-нибудь фанатик, не желающий брать паспорт, или аферист без документов.

На следующий год я уже поехал на юг -- в Одессу. И, слава Богу, благополучно сдал экзамены и был зачислен в семинарию, возглавляемую тогда нынешним владыкой Одесским Агафангелом,. В 1979 году я закончил семинарию и решил, что, поскольку я еще человек не такой старый, идти учиться в академию. Родители были непротив, и я поступил в Московскую духовную академию, где проучился четыре года, три из них под руководством Блаженнейшего Митрополита Владимира -- нашего Предстоятеля, который тогда был ректором академии.

Владыка, Вы много лет нанимались исследованием наследия преподобного Паисия Величковского и написали об этом работу. Чем был обусловлен Ваш выбор?

Дело в том, что я всегда интересовался историческими науками. История государства, история Церкви для меня были любимыми предметами. Когда были объявлены темы курсовых сочинений, я выбрал наиболее интересную для себя и обратился за советом к профессору архимандриту Евлогию, читавшему у нас курс истории Балканских Церквей. Я кратко изложил ему план работы, свои основные мысли. Он одобрил и пообещал консультировать. Для меня это было интересно, потому что в то время личность Паисия Величковского в нашей Церкви была практически неизвестна. Преподобный был родом из Полтавы, но практически вся жизнь его проходила за пределами Украины: на Афоне, в Молдавии, в Румынии. Его труды приходили на Русь, в наши православные монастыри, в виде переводных книг и духовных наставлений. Мне хотелось объединить все это: значение Нямецкого монастыря, где долгое время подвижничал Паисий Величковский, и труды преподобного, которые оказали огромное влияние на жизнь русских монастырей. Я не могу судить, насколько получилась работа, но тогда мне говорили, что написано хорошо -- во всяком случае, работа прошла. Сейчас, по прошествии 20 лет, я многое бы написал по-другому, потому что в 1989 году преподобного Паисия Величковского причислили к лику святых, появилось много интереснейших исследований, стали известны новые факты из биографии.

Владыка, в своем труде Вы упоминаете многие обители и обязательно находите следы влияния преподобного Паисия на традиции старчества. А для современного монашества эти традиции актуальны?

Я думаю, что это никогда не должно быть предано забвению, потому традиции старчества являются огромным наследием. Мы живем в невоцерковленном обществе, поэтому в новооткрытые монастыри к нам приходят люди, которые имеют малый духовный опыт. И нет еще в монастырях тех духовных наставников, которые смогли бы наставления преподобного Паисия Величковского внедрять в духовную жизнь монастырей. Я думаю, это дело времени. Со временем, когда церковная жизнь стабилизируется, когда наши монастыри выйдут из того состояния, что им постоянно нужно что-то строить, восстанавливать, перестраивать, начнется расцвет духовной жизни в стенах монастырей. И вот тогда этот опыт, записанный преподобным Паисием Величковским в книгах " Добротолюбие", которые он перевел, очень пригодится. И сейчас у нас есть старые монастыри, которые не закрывались, например Троице-Сергиева Лавра, Корецкий монастырь у нас на Волыни, есть очень много людей, которые живут наставлениями преподобного Паисия Величковского. Я полагаю, старчество как духовный институт в наших монастырях необходим.

Вчера было сказано, что в Вашей епархии едва ли не самое большое количество монастырей приходится на количество приходов. Большинство возрождено уже при Вашем архипастырстве?

Практически все монастыри, которые сейчас есть на территории нашей епархии, возродились в годы независимости Украины. Благодаря тому, что ситуация немного меняется, мы смогли открыть еще подворье Городоцкого монастыря в городе Ровно и скит монастыря на Источнике Праведной Анны в селе Онишковцы Дубенского района. При моем участии было открыто два монастыря, которые после разделения епархии отошли к Полесской епархии -- к владыке Анатолию. Мы разговаривали с Блаженнейшим о том, что есть необходимость открыть еще один монастырь, может, на первое время скит нашего Городоцкого монастря в пгт Млинов. Монастыри -- лампады духовной жизни. В городах и селах, где они находятся, совсем другая атмосфера -- там люди добрее, более кроткие, там нет разгула преступности, невзирая даже на то, что местные жители не ходят в этот монастырь или бывают там крайне редко. Но сам дух монастыря как-то сдерживает людей от пороков.

А сколько всего монастырей в Вашей епархии?

Девять монастырей, два подворья и скит.

Владыка, мы не случайно затронули тему монастырей. Всем известно, что во время политического раскола и межконфессионального противостояния, которое охватило страну, ни один монастырь не ушел в раскол. Сейчас у нас 150 монастырей, и в них нет никаких шатаний. А как объяснить то, что в Ровенской и Волынской области расколом была нанесена столь тяжкая рана Церкви?

Все-таки надо учитывать тот исторический факт, что Волынь и Ровенщина -- это западный регион нашего государства, и там всегда была борьба. Это стык православного и католического миров, и естественно, что православные всегда стремились каким-то образом выйти из-под политического и религиозного давления и обрести свободу. Это проявлялось и в 30-е годы, когда Волынь находилась в составе Польского государства. Целая Волынская епархия, в состав которой входила и нынешняя Ровенская область, была в церковном отношении православная, но тем не менее поляки стремились угнетать Православие, и люди стремились к независимости. Во время Второй мировой войны это желание вылилось в то, что часть духовенства объявила автокефалию во главе с епископом Поликарпом Сикорским и многие люди, которые были в то время молодыми, были причастны к этой жизни. На фоне сильного политического влияния Церковь организовывала какие-то службы, встречи молодежи, на которых поднимался национальный дух противостояния -- и полякам, и немцам, и энкаведистам. Те люди сегодня старше, но идея, знакомая и дорогая им с юности, как-то проявляется. Когда в 1990-х годах проходила борьба с расколом за храмы, мы встречали в первых рядах людей старшего поколения -- 60- 70 лет. Но большинство людей все-таки придерживается нашей Православной Церкви. И здесь наши монастыри как бастионы. Если даже у кого-нибудь возникают какие-то сомнения, то он смотрит на монастырь: "А как поступает Почаевская Лавра? Куда она склоняется? Как поступают другие наши монастыри?" Люди, благодаря монастырям, сдерживались от греха раскола. Хотя, конечно, Волынская и Ровенская область в этом отношении сильно пострадали.

Но они, по-моему, пострадали не столько от стариков, сколько от комсомольских вожаков -- червониев, поровских и прочих.

Да, эти политики умело использовали то негодование репрессированных при Сталине, негодование тех людей, которые каким-то образом были ущемлены со стороны государства или обездолены экономическим и социальным кризисом конца "перестройки" -- и вот они, по "благословению" Леонида Кравчука, направили эту ненависть, озлобление в церковное русло, доказывая, что Украинская Православная Церковь враг народа. А тем временем шло массовое разграбление государства, "прихватизация". Многие люди ринулись в эту борьбу, а потом опомнились и вернулись и, слава Богу, начали смотреть на те проблемы и трагедии, которые они пережили, совсем другими глазами.

Но ведь штурмовики вообще были людьми нецерковными. Они разграбили церковное имущество, а в ваших епископских облачения даже начали "служить". Это ведь мародерство?

Я тогда жил в Луцке, где находилось епархиальное управление, у нас был прекрасный собор. Со стороны государственных чиновников были даны заверения: "Владыка, Вы не переживайте, никакого захвата не будет. Закон превыше всего! Если кто-то попробует спровоцировать захваты, мы примем все меры, чтобы этого не допустить". И я спокойно держал и свои личные вещи, и книги, и облачение, и богослужебные предметы в епархиальном управлении. Когда захватывали собор и епархиальное управление, я находился там до конца, а выходил оттуда сквозь разъяренную толпу. Думал, приду завтра, скажу: ребята, это мои вещи, будьте добры, верните их. Но куда там! И конечно, было удивительно, что епископа выгнали, а его вещи тут же начали использовать для своих целей.

Говорят, и библиотека погибла?


Увы! Наша Церковь еще не в состоянии была обеспечить семинарию необходимым количеством религиозных книг, а при семинарии библиотека должна быть, в первую очередь, из книг религиозного характера. В Ленинграде проходила выставка, которую организовывало издательство YMCA-PRESS, и мы послали священника, чтобы он побывал на выставке, закупил определенное количество литературы и переправил сюда. За полтора года сформировали солидную библиотеку. И мне потом рассказывали, что эти книги те же раскольники выносили под полой и продавали нашим священникам.

А с возвращением кафедрального собора в Ровно и прочего имущества есть сдвиги? Ведь захваты сопровождались кровопролитием.

Да, достаточно много было насилия. После захвата нам предложили проводить поочередные богослужения. Естественно, православная община не пошла на это, потому что каноническая сторона не позволяет нам этого делать. Тогда в административном порядке, наверное, было какое-то давление со стороны тогдашнего президента Леонида Кравчука, власть бесцеремонно документально передала собор. При живой общине, попирая права верующих. В советское время собор долгое время был закрыт: там находился музей. Когда начался перестроечный период, верующие голодали под собором, требуя его вернуть. И те же люди снова оказались за бортом, потому что пришли другие силы и снова захватили Собор. Так что сейчас мы требуем отменить решение городской администрации, которое было тогда принято.

Но ведь есть решение высших судебных инстанций государства, отменивших это решение как незаконное?

В том то и дело, что у нас было много таких вопросов, когда суд принимает решение в пользу нашей Церкви, а исполнить их практически невозможно, потому что приезжают народные депутаты, организаторы захватов, и пугают то же государство и представителей исполнительных органов.

Живем надеждой, потому что власти нам обещают. Сейчас мы выиграли судебные процессы по храму села Милостов в Апелляционном хозяйственном суде Киева. Адвокат, который представляет наши интересы, уверяет, что закончим с одним делом, начнем восстанавливать законность по отношению к другим. Так должно быть. Потому что если есть государство, есть законы, хорошие они или плохие, но если закон так требует, значит, его надо исполнять. А то получается, что закон только для одних, одни должны быть законопослушными, а другие делают, что хотят. Такая вот в нашей сфере анархия, прикрывающаяся мантией демократии. Но какое же это демократическое государство, если права граждан ущемляются и попираются. Я думаю, что, даст Бог, справедливость восторжествует.

Владыка, сейчас ситуация стабилизировалась, и на Вашем юбилее были и губернаторы сопредельных областей, и глава Ровенской областной администрации, и главы районных администраций. Как сейчас складываются взаимоотношения между правящим архиереем и властью?

Жизнь Церкви во многом зависит от отношения власти. И если к власти приходят люди, которые переживают за государство, а государство -- это и люди церковные, то они должны искать каких-то контактов для совместной деятельности, чтобы друг друга поддерживать. Только тогда государство будет сильным, когда все его звенья будут работать в одном направлении. Поэтому я думаю, что государственные деятели должны усвоить простую истину, что бороться с Богом, бороться с Церковью -- гибельно и для государства, и для них, в первую очередь. Нужно искать пути для совместной деятельности. Она только послужит и для блага государства, и для блага Церкви. В любом направлении, где только есть возможность, ее нужно использовать.

Какие отношения у нас с нынешней властью? Если сказать, что плохие -- это будет неправдой, потому что отношения у нас действительно нормальные. С другой стороны, мы понимаем, что не все власть может сделать, потому что существует множество проблем, которые невозможно безболезненно решить -- нужно сталкивать интересы противостоящих сторон. Это может привести к обострению. Поэтому живем надеждой, что с помощью Божией настанет такое время, которое поможет власти нашей решить этот вопрос безболезненно, без противостояния. Мы видим, что уже есть какие-то сдвиги в этом направлении. Отношения с районным и областным руководством у нас хорошие, к нашим проблемам относятся с пониманием. И даже в регионах, находящихся на крайнем западе нашей епархии, -- в Радовиловском и Дубновском районах --главы районных администраций -- уравновешенные люди, стараются проводить совместные мероприятия, чтобы и со стороны Церкви были представители, и со стороны государства. Они ждут и от нас определенной помощи. Вот, например, в Радовиловском районе глава районной администрации считает, что необходимо привести в порядок сельские кладбища. Он выделяет определенную сумму денег на такое богоугодное дело и просит местных священников организовать людей на то, чтобы убрать, огородить, вырезать ненужные деревья -- одним словом, облагородить кладбища. Что греха таить, кладбища наши всегда были в запущенном состоянии. Наш народ к памяти предков относится не так, как, например, на западе. Хотя наши люди и любят своих почивших родных, всегда приходят на родительские субботы. Но вот убирать кладбище -- один раз перед Пасхой убрали и считают, что они сделали большое дело.

А в социальном служении какие-то совместные акции проходят?

У нас есть интернат для детей, которые являются круглыми сиротами или полусиротами, и наши сестры из Городоцкого монастыря стараются привить им какие-то навыки художества, вышивки, шитья, еще какие-то навыки домашнего хозяйства, домоводства. Об этом просит руководство этого дома-интерната. И сестры невольно, когда с детьми занимаются, дети задают и какие-то вопросы религиозного характера, имеют православные беседы с воспитанниками. Кроме того, у нас есть возможность помогать другим домам-интернатам, у нас есть несколько таких домов, где находятся дети-инвалиды. Мы стараемся помогать этим детям время от времени, особенно когда государство организовывает какие-то месячники, мы собираем деньги, материальную помощь в виде одежды, продуктов питания и передаем этим заведениям. Оказываем посильную помощь осужденным. У нас есть колония для несовершеннолетних в Дубно, постоянно опекаемая нашим священником. Храма в колонии пока нет, но священник бывает часто и приобщает их к Таинствам: он приносит запасные Дары, и многие приступают к чаше. Мужскую тюрьму в Городище опекает местный священник, несколько раз совершал там Литургию. В Ровно есть дом, где собираются люди без определенного места жительства. Они могут придти в этот дом, им предоставят горячее питание. Мы тоже принимаем в этом посильное участие -- помогаем продуктами питания.

Владыка, Вы отметили свой 50-летний юбилей, имеете большой опыт архипастырского служения. Какие, на Ваш взгляд, перед Православной Церковью в Украине стоят главные задачи?

Я думаю, что главная задача для нашей Церкви -- воцерковление людей и приведение их к Богу. Потому что вне Церкви остается очень много людей. И здесь нужны воскресные школы, чтобы начинать это воспитание с самого раннего возраста и работать с людьми, которые только переступают порог церковный, с людьми, которые еще далеки от Церкви. Наша Церковь обескровлена атеистическими временами и не в силах еще все охватить. Это вопрос времени. Когда Церкви дали возможность свободной вероисповеднической жизни, то пришли многие молодые люди и вступили на путь священства, но у них нет ни проповеднического опыта, ни опыта работы с людьми. Они совершают богослужения, требуя исправления. А вот направить их где-то еще заниматься социальной работой очень трудно, потому что не готовы к этому ни священники, ни прихожане. Но я думаю, что сейчас многие студенты наших семинарий, заканчивая обучение, должны получать и навыки прямой работы с обществом, будь-то военные учреждения, медицинские, колония для осужденных или дискоклуб. У нас есть священники, которые спрашивают меня, можно ли открыть при церкви спортивную или художественную секцию для детей. И это очень важно. Нельзя заниматься только тем, что заставлять детей все время молиться -- так мы можем отбить людей от церкви. А если проводить сопутствующие познавательные или творческие занятия при приходе -- это будет привлекать и детей, и родителей. Все, что Церковь не возбраняет, мы должны использовать в социальном служении. Сегодня нелегко и нашему народу, и нашей державе, и нашей Церкви. Мы должны подставлять плечо друг другу и совместно преодолевать все трудности.

Беседу вел Василий Анисимов





 Архієпископ Рівненський та Острозький ВАРФОЛОМЕЙ. "Завдання Православної Церкви - об'єднувати людей, а не розділяти"
 ВАРФОЛОМІЙ Архієпископ Рівненський і Острозький
 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру