ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Святослав РЕЧИНСКИЙ.   Митрополит Владимир (Сабодан): Мы все нуждаемся в благословении Господнем.

В этом году исполнилось 65 лет выдающемуся сыну земли украинской – Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Владимиру, митрополиту Киевскому и всея Украины. Нынешним государственным деятелям есть чему поучиться у этого всегда спокойного ,готового к диалогу, но чрезвычайно твердого в убеждениях человека. Именно такая личность нужна была Украине именно в это время в качестве Предстоятеля крупнейшей Церкви страны.


 

Все это время он вел церковный корабль прямым путем, не давая ему уклониться в стороны. Он воспитал большинство современных епископов УПЦ, которые в духе соборности руководят жизнью Церкви на всей территории нашей страны. Но начать, наверное, следует с биографии.

23 ноября 1935 года в селе Марковцы Хмельницкой области в благочестивой верующей семье Маркиана и Феодосии Сабодан родился четвертый сын – Виктор, которому было суждено стать будущим Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Родители воспитали будущего святителя в страхе Божьем, в любви к Богу и Церкви. Детство, прошедшее в храме, при алтаре, где прислуживал Виктор определило и дальнейший выбор жизненного пути. После окончания десятилетки Виктор Сабодан поступает в Одесскую Духовную Семинарию, затем в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую заканчивает с ученой степенью кандидата богословия. 15 июня 1962 года Виктор Сабодан становится священником. В августе того же года будущий иерарх принял монашеский постриг с именем Владимир, в честь святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси.

В 1962 году направлен на преподавательскую работу в Одесскую Духовную Семинарию. В 1965 году окончил аспирантуру при Московской Духовной Академии и был назначен ректором Одесской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1966 году назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.

9 июля 1966 года архимандрит Владимир хиротонисан во епископа Звенигородского. Хиротонию возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. В этом же году назначается викарием Московской епархии, представителем Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве, настоятелем Женевского прихода в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Женеве знакомится с крупнейшими христианскими богословами и церковными деятелями, в том числе и с будущим Константинопольским Патриархом Варфоломеем Первым.

В 1968 году епископ Владимир назначается викарным епископом митрополита Киевского и Галицкого, Патриаршего Экзарха Украины. В 1969 году определен на Черниговскую кафедру, с назначением временно управляющим Сумской епархией. С 1970 по 1973 год – ответственный редактор журнала «Православний вісник», печатного органа Украинского Экзархата.

18 апреля 1973 года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московских Духовных Академии и Семинарии. 9 сентября возведен в сан архиепископа. В 1978 году архиепископу Владимиру присвоено звание профессора Московской Духовной Академии. За девять лет руководства Московскими Духовными школами архиепископ Владимир рукоположил более пятисот священников и диаконов для православных приходов Украины.

В 1979 году защитил магистерскую диссертацию по теме «Экклезиология в отечественном Богословии».

16 июля 1982 года назначается на Ростовскую-на-Дону кафедру с возведением в сан митрополита В 1984 года – Патриарший Экзарх Западной Европы. С 1987 года – постоянный член Священного Синода, управляющий делами Московской Патриархии.

В конце апреля 1988 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Пимена и постоянных членов Священного Синода, в частности митрополитов Ленинградского Алексия и Ростовского Владимира с Михаилом Горбачевым. Эту встречу по ее значению и последствиям можно сравнить со встречей Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем, но в отличие от кремлевской встречи 1943 гоода, в 1988 году прием происходил в присутствии тележурналистов из разных стран мира. Михаил Горбачев тогда сказал, что трагические события периода культа личности затронули и религиозные организации, но ошибки исправляются, и разрабатывается закон о свободе совести, где будут отражены интересы Церкви. С ответным словом выступил Патриарх Пимен и напомнил собравшимся о предстоящем великом празднике 1000-летия Крещения Руси. В состоявшейся затем беседе был поставлен ряд конкретных вопросов, связанных с обеспечением нормальной деятельности Православной Церкви, в том числе и в деле проповеди Ее учения. В это время, так называемой «гласности» митрополит Владимир, выдающийся и хорошо известный среди церковного народа проповедник, начинает выступать с проповедями по сути миссионерскими на тогда еще центральном телевидении.

В 1992 году на Харьковском Соборе Украинской Православной Церкви избран митрополитом Киевским и всея Украины, Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Блаженнейший Владимир награжден многими высшими наградами Поместных Православных Церквей и международных организаций. Он академик Академии информации при ООН, академик Международной кадровой академии Совета Европы ЮНЕСКО, honoris causa (почетный доктор) многих престижных институтов, кавалер ордена Ярослава Мудрого Y степени. Митрополит Владимир – автор многочисленных богословских статей и исследований, большая часть которых вошла в шеститомное собрание его трудов, вышедшее в свет в 1997-1998 годах.

Со стороны жизнь архиерея, а тем более Предстоятеля кажется каким-то сплошным праздником. Пышные облачения, величественные службы, постоянные поездки, уважение людей. Но под архиерейским омофором не виден святительский крест. Тяжелый крест, который невозможно понести даже самому сильному человеку без Божьей помощи. Тяжесть этого креста невозможно описать со стороны. Попробую лишь рассказать о том, что смог увидеть и заметить.

Жизнь архиерея, тем более Предстоятеля – это постоянные поездки в епархии, цель которых – Единство Церкви. Визиты Предстоятеля – это кровообращение Церкви, это причащение от единой Чаши, это Евхаристия. Это живой пример евангельского служения, ведь и Христос и апостолы большую часть своей жизни были заняты проповедью по всей Земле. У меня есть возможность сравнивать, в 90-92 годах я работал в редакции «Православной газеты», которой руководил тогдашний экзарх Филарет (Денисенко). Ездить по епархиям он не любил, предпочитал чтобы к нему ездили архиереи. Владыка Владимир – всегда в пути. Трудно даже подсчитать, сколько раз он посещал 38 наших епархий, сколько храмов заложил, сколько приходов, больниц, детских домов, тюрем посетил. Легко ли это? Попробуйте представить, что большую часть жизни вы проводите в поездах, самолетах, автомобилях. Это физически трудно. В дороге Блаженнейший всегда работает. Всегда с собой документы, прошения, тексты, которые нужно проверить. Отдельно хочу остановиться на зарубежных поездках нашего Предстоятеля. Именно благодаря его неутомимости, благодаря его частым визитам к Предстоятелям других Православных Церквей так поднялся авторитет Украинской Православной Церкви во всем мире.

Жизнь архиерея – это последование Христу. В том числе и словам о том, что «у лис есть норы, а Сыну Человеческому негде головы приклонить». Такова жизнь владыки Владимира. Это жизнь без остатка отданная людям. Десятки встреч ежедневно, на протяжении всей жизни, практически без выходных. Возможно ли это? Без Божьей помощи невозможно. Единственный отдых – прогулка в садике, возле здания митрополии в Лавре. Прогулка быстрым шагом, для того чтобы заставить сердце быстрее гнать кровь, чтобы больше успеть завтра. Потому что дела не кончаются, их, наоборот, становится все больше и больше. Ведь отличие современной архиерейской жизни от жизни архиерея советского периода заключается и в стремительном, скачкообразном увеличении нагрузки на архипастыря. Если в советское время Церковь пребывала как бы в затворе, Ей была запрещена деятельность в миру, то в наше время Церковь идет в мир, идет в воинские части, в школы, в больницы, в тюрьмы. И везде – свои сложности, свои проблемы, решать которые должен архиерей.

Особая статья архиерейской жизни – контакты с властями. Архиерей обязан идти на них, даже когда против этого протестует человеческое естество, когда хочется повернуться и уйти. Это настоящее тихое мученичество, на которое идут пастыри и архипастыри ради блага Церкви, ради возможности «спасти хоть некоторых». Не думаю, что контакты с современными чиновниками легче даются архиереям, чем контакты с чиновниками советскими. На смену открытым гонениям пришли более изощренные приемы – провокации, попытки втянуть в предвыборные кампании, в политическую деятельность, шантаж при передаче храмов. Однажды я встретил Блаженнейшего Владимира в нашем Кабинете Министров. Он поднимался в лифте. Здесь же стояли двое чиновников, известные своей антицерковной деятельностью. Владыка стоял со спокойным лицом, но было видно, насколько ему трудно идти на очередной «совет нечестивых». А в зале, где собирали церковных деятелей уже был анафематствованный Филарет Денисенко. Телекамеры и фотообъективы журналистов нацелились на владыку Владимира, а вдруг поздоровается с Филаретом? Филарет, словно подыгрывая прессе, приблизился к Блаженнейшему, развел руки, будто для братских объятий. Владыка Владимир резко повернулся и отошел. А затем в течение полутора часов приходилось выслушивать рассуждения очередного вице-премьера о том, как много сделано у нас для «возрождения духовности». Вот только храмы почему-то почти не передаются, за каждую пядь земли Киево-Печерской Лавры приходится воевать, а «анафеме» за государственные деньги отстраивают монастыри. Опять ложь, опять дискриминация. А каково было выносить Предстоятелю всех этих руководителей Комитетов по делам религий? И не только выносить, но и воспитывать, и молиться, чтобы Господь вразумил их. Нам, не несущим ответственности за весь Народ Божий, проще – ушел, отвернулся или даже обличил. Предстоятель себе такой роскоши позволить не может – за ним миллионы людей, ради которых нужно ежедневно, капля по капле терять свое здоровье.

Для такого подвига, для ежедневного исповедничества нужна особая помощь Божия и особое духовное устроение. Об этом особом внутреннем состоянии Блаженнейшего Владимира вспоминает Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий). «Первый раз я увидел владыку Владимира в 1981 году. Тогда во Львове праздновалось 25-летие присоединения униатов Западной Украины к Православию. Я тогда как раз работал в больнице, ждал когда меня заберут в армию, но часто приезжал в Черновцы в кафедральный собор к владыке Феодосию, иподиаконствовал, пел в хоре. И тут вдруг получаю приглашение во Львов на празднование этого юбилея. Я, конечно, этому обрадовался. Приехал во Львов, служба была в соборе Святого Юра, было много архиереев и Господь сподобил меня прислуживать во время Богослужения владыке Владимиру. Он тогда был Черниговским епископом. Во время службы я держал жезл и потом во время Крестного хода держал мантию. Владыка тогда был одним из самых молодых архиереев. Меня удивило даже не то, насколько он подтянут, собран, аккуратен, а скорее какое-то его огромное внутреннее спокойствие. Меня это поразило. Я сам всегда скованно себя чувствую во время торжеств, а тут, среди огромного скопления народа – человек совершенно спокоен. Меня это как-то сразу заинтересовало и я потянулся душой к этому человеку. Оказывается можно быть спокойным среди суеты. Мне, конечно, очень хотелось у него поучиться этому внутреннему состоянию. А потом Господь привел меня в Московские Духовные Школы в Троице-Сергиевой Лавре, как раз в то время, когда там был ректором владыка Владимир. Потом я служил в Смоленске и владыка приезжал к нам на приход. Я тогда был уже диаконом и опять мне довелось служить с владыкой. Это было уже общение другого уровня. И меня вновь поразила его сдержанность во время Богослужения, когда нет ни одного лишнего движения, лишней суеты. Все происходит плавно, ровно, спокойно. Опять-таки, я сравнивал с собой, с тем, что из-за мелочи могу разволноваться во время службы, даже совершить ошибку от волнения. А здесь я видел, что человек не реагирует на внешние мелочи. Опять урок! Я вдруг понял, что на мелочах отвлекаюсь от главного. Я учился заочно, поэтому не так часто видел владыку, но запомнился момент, когда он с нами, «заушниками» встречался. Меня это удивляло то, что ректор, такой занятой человек, встречается с нами. А он разговаривал со студентами по нескольку часов. Обсуждались все возможные вопросы. И опять же, спокойно, открыто, с какой-то огромной духовной уверенностью. Все четко, твердо и ясно. И это настолько поражало, что наши беседы затягивались за полночь. И ощущение такое было, что могли бы и до утра сидеть.

Мне кажется, что и в наше время вот этот дух Блаженнейшего, спокойный, твердый, ясный крайне необходим нашей Церкви. И слава Богу, в таком духе он и ведет сейчас Церковь. Чего это стоит ему, знает один Господь. Мы видим лишь, что Бог ему дает силы, мудрость и мужество для этого служения. Дает ему силы для исповедничества. И мы видим, что в наше время именно так нужно вести Корабль Церкви. Я думаю, что и в избрании его Предстоятелем Украинской Православной Церкви на Харьковском Соборе не было ничего человеческого, зависящего от каких-либо человеческих расчетов. Это была воля Божия. Просто каждый из нас знал, что именно этот человек может руководить нашей Церковью в это время. Каждый из нас помнил то спокойное величие, которое исходило от него, ту уверенность, что именно так нужно жить в Церкви. И мы как-то ясно осознавали, что другой кандидатуры просто не может быть. Именно владыка Владимир мог утишить это бурное море, именно он не впадет в крайности. Он поведет Церковь нормальным путем, спокойно, не торопясь, но с внутренней уверенностью, с надеждой на будущее. Все мы чувствовали это во владыке Владимире. И потому и выбирали мы его без сомнений и колебаний. Несмотря на то, что у нас много хороших архиереев, но именно этот дух был нужен Церкви тогда и сейчас.

В первое свое посещение Почаевской Лавры владыка посетил не только Лавру, но и все ее окрестности, и Кременец, и Жешов, и Тернополь. Не побоялся посетить и наш тогдашний домик в Тернополе, во дворе автокефальной церкви, где мы служили, хотя власти тогда полностью проигнорировали его приезд. А нас очень воодушевило то, что Блаженнейший с нами. Люди хотят, чтобы архиерей был с народом. Я когда стал посещать приходы, то в начале очень удивлялся, что многие меня видели впервые. А тут сам Блаженнейший приезжает! И в наш домик, приехал тогда, когда могло быть всякое. И опять-таки, он был абсолютно спокоен, он не повышал голоса, не призывал к каким-нибудь акциям. Он просил нас стоять в вере и не бояться. И это очень сильно подействовало на людей. Потому что по-человечески очень понятно, что и страшно, и боязно, и не знаешь, как поступить. А Блаженнейший приехал и становится ясно – стоять спокойно и уверенно, стоять в вере. И люди увидели, что он не гнушается народом, что он с людьми. Народ видел, что глава Церкви с ним. И это было очень сильной поддержкой. Это утвердило людей в вере.»

Епископ Глуховский Анатолий, особо подчеркивает смирение Блаженнейшего Владимира, его братские отношения с епископатом. «Однажды, -- вспоминает владыка Анатолий, -- во время одного из церковных торжеств я произнес за трапезой здравицу в честь Блаженнейшего. В ответ его Блажентсво произнес слова, которые запомнили тогда все присутствовавшие. Он ответил очень коротко: «Что я без вас?» Эти слова свидетельствовали не только о глубоком смирении Предстоятеля нашей Церкви, но и о глубоком ощущении им земной полноты Церкви. Он как бы умалил себя, давая понять, что сила Церкви, ее жизнь – в полноте, в живом единении всех членов Церкви. Я как-то вдруг ясно осознал, что мы, епископы, священники, мы проводники его мыслей, хранители чистоты православного учения, что через него мы должны нести в мир Христа. Мне навсегда запомнились эти слова Блаженнейшего, «что я без вас?», я часто повторяю их нашим священникам и всем верующим. Что мы все друг без друга?»

Церковь – лечебница душ, путь ко спасению, прибежище «труждающихся и обремененных». Особый крест архипастырского служения – принимать на себя боль и скорби всего народа. Люди редко приходят к своему Предстоятелю с радостью, чаще со скорбями и бедами. И в этом также проявляется неизбежная для каждого христианина участь – следовать за Христом. Ведь и к Нему люди несли не свои радости, но болезни и страдания. Однако в судьбе архипастыря эта сторона христианского служения неизмеримо тяжелее, весомее, чем в судьбе обычного человека. Каждый день десятки людей несут к нему свою боль. И каждому нужно помочь, нужно ответить, нужно вывести из бездны отчаяния. Возможно ли жить с этим невыносимым грузом человеческих слез, изломанных судеб? Без Божьей помощи – невозможно. В чем блаженство титула Блаженнейший? Наверное, в совершенной отдаче себя Богу, в том, что Он снимает в свое время груз, невыносимый для человеческой природы. И тогда Блаженнейший вновь идет в самую гущу человеческого горя, чтобы принять его на себя. Детские дома, больницы, тюрьмы. Сколько посетил их за свою жизнь владыка Владимир? Не сосчитать. Помню, как он крестил брошенных родителями младенцев в киевском детском доме «Малятко». В комнату заводили детей, двухлетних, трехлетних. Они внимательно смотрели на нас, незнакомых взрослых и спокойно отворачивались. Они знали, что мы не их мамы и папы. Точнее, что такое папы, они не знают вовсе, а мамы всегда в белых халатах, общие для всех и приходят по очереди. Через два-три года этих детей соберут вместе, посадят в автобус и отвезут в другой детский дом, для ребят постарше. Дети почувствуют предстоящую разлуку со своими добрыми «мамами» и начнут плакать. Маленький народец будет протягивать маленькие руки к своим добрым, теплым «мамам». А те не будут знать, куда спрятать глаза, куда вообще спрятаться. Дети будут плакать, но их все равно посадят в автобус и увезут. По этапу. Первому в их жизни и, наверное, самому тяжелому, но не последнему.

Самые счастливые из них, единицы, обретут приемных родителей. Единственной личной их собственностью будет нательный крестик, который сейчас надевают на их детские шеи теплые руки священников. Вряд ли они, семьдесят восемь младенцев, будут помнить этот день, когда их крестил предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир. Но они запомнят рассказы своих первых мам — нянечек об этом событии, и детская рука еще не раз потянется к своей единственной собственности — крестику на серебряной цепочке. В этот день в киевском детском доме "Малятко" крестили детей, от которых отказались их собственные родители, которых подбросили сюда или просто оставили в больнице, на вокзале, в мусорнике. Выкинули, как что-то лишнее, мешающее жить, пить, гулять. Они оказались оценены дешевле этих "радостей жизни".

Крещение всегда радостно, но в этот раз я смотрел на крещение этого маленького народа и меня раздирало надвое. Да, радостно то, что не забыто главное для этих детей, с них смыты грехи их родителей, они вырваны из лап сатаны, они теперь в Боге, с Богом. Не Бог бросил этих детей. Это мы, люди, бросили их. Мамы их предали, государство спрятало их в этих маленьких тюрьмах, а мы, все остальные — выбросили их из памяти, чтобы можно было спокойно жить. Мы были другими, и нам был дарован совсем другой мир. Наш мир, в котором мы живем, враждебен естественному чувству гармонии, живущему в человеке. Враждебна смерть, болезнь, старость. Человеку естественно ощущать, что Бог не создавал этот мир таким.

А владыка Владимир крестил детей. Их приносили и приводили снова и снова. "Крещается раб Божий Игорь во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь. Крещается раба Божия Ольга. Крещается..." Помогали священники, мазали елеем и миром маленькие уши, глаза, уста. "Во исцеление души и тела... В слышание веры... Елеем радования... Руце Твои сотвористе мя и создаете мя... Облачается в ризу правды..." А детей все несли, было трудно и радостно, несмотря ни на что. Семьдесят восемь душ в этот день были вырваны из этого древнего плена греха, из власти смерти, из-под ига сатаны. Семьдесят восемь душ были возвращены в то состояние первого человека, Адама, когда он был еще не блудным, а просто — сыном. Семидесяти восьми душам был возвращен Отец, который ласковее и мудрее всех земных отцов и матерей. Отец, имя которому Любовь.

В заключение хотелось бы напомнить слова нашего Предстоятеля обращенные в будущее – к молодым пастырям, пастырям 21 века. Эти слова могут быть вполне отнесены и к государственным деятелям, чья жизнь должна быть именно служением. «Священник должен очень четко осознавать свою ответственность перед Богом и перед народом Божьим. Без этого невозможно быть священником. Священник должен иметь страх Божий, страх не за наказание, а страх за повиновение, за сыновью любовь. От священника сегодня требуется очень многое. Еще недавно он имел возможность быть лишь исполнителем треб церковных и то, в ограде храма, не выходя за его порог. А сегодня – он нужен везде, и везде открыты двери. Но многие священники оказались к этому неготовы. Потому что не так просто приходить в тюрьмы и помогать заключенным, не так просто приходить в больницы и помогать больным. Вообще, работать с людьми всегда было не просто, тем более священнику. Священник должен быть милосердным самарянином и кроме своего образования, знания своего предмета, своего служения он должен быть готов помочь каждому, он должен идти к людям, туда где скорбят, туда где плачут, болеют и умирают. Поле деятельности очень широкое, поэтому подчас священнику просто физически не хватает на это сил. Священник по апостолу Петру должен быть готов «дать ответ всякому вопрошающему». И не только в дискуссии, но прежде всего, самой своей жизнью. Люди сейчас сильно страдают. И от последствий Чернобыльской катастрофы, и от рака, и от экономических неурядиц. Людям нужно помогать не только материально, но и своим словом, своей верой. Нужно помогать людям жить и помогать спокойно по - христиански умирать. Поле деятельности священника сегодня воистину безгранично. И для того , чтобы успешно действовать на этой ниве, прежде всего необходимо быть духовной личностью. С религиозной точки зрения, духовный человек, это тот, кто верует в Живого Истинного Бога, в загробную жизнь и вечное бытие. С точки зрения светского общества духовным считают образованного, культурного человека. Но настоящая духовность – это внутренний мир человека, это наивысшая вечная гармония с Богом. И цель Церкви – рассказать людям об этом и помочь им через Святые Таинства почувствовать необходимость единения с Богом. Многое сегодня мешает нам, раскол – это великое горе для Церкви. Но мы верим, что милосердный Господь может сделать то, чего не можем сделать мы, люди. Мы верим в это и молимся об этом. Каким путем будет преодолен раскол мы еще увидим. Мы верим, что Православие в Украине будет единым, и единым сердцем и едиными устами мы будем славить Бога, нас ради вочеловечившегося.

Сам Господь сказал: «без Меня не можете творить ничесоже». В этом каждый христианин убеждается не только теоретически, но и на собственном опыте. Пусть маленьком, но личном. Любая личность, общество, государство без Бога, без помощи Божьей, без Божьего благословения, без веры в Бога не сможет достигнуть своего расцвета и твердого стояния. Мы все нуждаемся в благословении Господнем. Где Бог, там победа света, там будет благо. Пусть же Господь всегда будет со всеми нами, с нашей державой, с нашей Церковью и с каждым из нас. Пусть же Бог благословит всех нас и укрепит нашу веру, надежду и любовь.»





 Святослав РЕЧИНСКИЙ. Алтарь сатаны на Святых горах
 Святослав РЕЧИНСКИЙ. Церковь во времена испытаний
 Святослав РЕЧИНСКИЙ. Взыскуя солнцезрачных истин..Харьковский Собор - предпосылки и последствия
 Святослав РЕЧИНСКИЙ. Кошмар на улице Пушкинской.
 Протоиерей Николай ЗАПОРОЖЕЦ: «Все мы – прежде всего, пример для своих детей»
 Святослав Речинский
 Святослав РЕЧИНСКИЙ. "Черный ПиАр" Филарета. Вместо комментария
 Святослав РЕЧИНСКИЙ. Флоровский монастырь. Под игом "охраны памятников"
 Святослав РЕЧИНСКИЙ. О мучениках и сребролюбцах
 Святослав РЕЧИНСКИЙ. Православие и новый крестовый поход
 Святослав РЕЧИНСКИЙ. 2000-летие Рождества Христова. Возрождение храмов и возрождение душ.
 Святослав РЕЧИНСКИЙ. От слуха зла не убоимся
 Святослав РЕЧИНСКИЙ. "Белое братство" - серия вторая, комическая.
 Святослав РЕЧИНСКИЙ. Печальные люди
 Святослав РЕЧИНСКИЙ. 2000-летие Рождества Христова. Итоги и надежды великого Юбилея
 Святослав РЕЧИНСКИЙ. Посольство Божье или приезжий хам?
 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру