ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Юрий СКУБАК, Днепропетровск.   Жизнь епархии в стенах кафедрального собора

22.12.05.
В 2005 году исполнилось 160 лет со дня освящения Свято-Троицкого Кафедрального собора, который был построен на месте первой городской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Как известно, поселения на месте нынешнего Днепропетровска известны с незапямянтых времен, а XVI-XVIII веках эта территория активно обживалась запорожским казачеством. Именно с ними связывается и история развития православия.

В 1781 году в расположенной на месте нынешнего днепропетровского района Старые Кайдаки слободе Половица (которая к тому времени имела больше ста дворов и полутора тысяч человек населения), по инициативе бывших запорожцев Лазаря Глобы (сыгравшего значительную роль в развитии нашего города в целом), Гната Каплуна, Андрея Мандрыки, Даниила Косолапа, началось строительство новой церкви. Возведение храма (названного во имя Святых Петра и Павла) проходило под руководством мастера из села Каменское Данила Деревянки. Но, законченная летом 1783 года, деревянная церковь так никогда и не была освящена. За несколько дней до освящения по неизвестной причине загорелся купол церкви. Поскольку строительные леса были уже разобраны, потушить пожар не удалось. И за несколько часов от итого двухлетней работы и пожертвований прихожан осталось только пожарище.

В 1784 году казаки подали новое прошение о строительстве церкви. Но из-за слухов о ликвидации слободы и перенесении ее на место бурно развивающегося Екатеринослава (которому в то время вообще прочили роль “Южной столицы” империи), с самим строительством решили повременить. Эти слухи вскоре подтвердились. И все-таки в 1786 году жители Половицы успели достроить и освятить молитвенный дом во имя Казанской Божией Матери, который стал первым храмом нашего города. Увы, время не сохранило до наших дней эту постройку…
Первые ласточки храмового строительства
Только 15 января 1791 года непосредственно в Екатеринославе при святителе Амвросии (Серебрянникове), епископе Екатеринославском и Херсонес-Таврическом освятили первую городскую церковь во имя иконы Казанской Богоматери. В нее же перенесли иконостас и церковную утварь из того самого молитвенного дома, который был уже упразднен.

Первая городская церковь, на самом деле, была не так уж и нова. Это здание еще в 1780-1781 гг. построили для храма Екатеринослава Кильченского (именно так тогда назывался прекрасно нам известный Новомосковск). Прослуживший десять лет храм, не долго думая, решили в новый Екатеринослав попросту … перевезти (оцените сложность задачи, учитывая тогдашнее развитие технических средств). Такое решение было принято по той причине, что на строительство нового храма у “бурно развивающегося” Екатеринослава не было… средств. Сначала предполагали перенести уже упоминавшийся Казанский молитвенный дом из расположенной гораздо ближе Половицы – но его состояние было настолько ветхое, что в дороге он мог просто рассыпаться. Потому-то и состоялось “путешествие” церкви из Екатеринослава Кильченского.

Казанскую церковь, правда, тоже планировали как временную. Ни по своим скромным размерам, ни по архитектурному стилю она не подходила столичному городу Екатеринославу. Поэтому, расположившись недалеко от Днепра (на месте современного дома по площади Демьяна Бедного, 1), она простояла недолго. Но оставила заметный след в истории развития города, потому что именно от нее выводят свою родословную Успенская и Троицкая церкви: два из трех городских храмов, которые в разные периоды истории служили епископальными кафедрами.

В 1797 году, после освящения деревянной Успенской церкви перед местными властями встал вопрос о дальнейшей судьбе ее предшественницы – Казанской церкви. Уже в октябре по благословению митрополита Екатеринославского и Херсонес-Таврического Гавриила (Бодони) освятили место на Привозной площади. Купеческое общество выделило и специальную комиссию по наблюдению над строительством и сбору средств в составе Григория Кристофорова, Кирилла Остроухова и Григория Полуянова. Уже один раз переехавшая с берегов Кильчени на берега Днепра церковь начала новое путешествие. Путешествие намного более короткое, но намного более продолжительное по времени.

Только в 1799 году Городская Дума подрядила местного мастера Самойла Доруденко на создание иконостаса и внутренние росписи храма. Окончены были эти работы к новому 1800 году. Новая церковь была освящена во имя Сошествия Святого Духа, но неофициально за ней надолго закрепилось имя купеческой. На полвека это странное сооружение с барочными куполами сложной формы и высоким «петербургским» шпилем колокольни, стало, чуть ли не единственным украшением пустынной площади.

Купечество «ревнуя о благолепии храма Божия» содержала церковь в достаточно приличном состоянии. Правящий архиерей архиепископ екатеринославский, Херсонский и Таврический Иов (Потемкин) даже предпочитал ее Успенскому собору. Все же, несмотря на постоянные ремонты к 1830-м года церковь уже очень сильно обветшала.

В 1826 году в Екатеринославе не было ни одного каменного частного дома. Из церквей была только одна каменная церковь — кладбищенская. Прочие церкви — Троицкая, Успенская, Покровская фабричная были деревянными.

В середине XIX века повышается интерес к отечественному архитектурному наследию, к поискам национального стиля. В это время классическая планировочная структура Екатеринослава постепенно насыщается разностилевыми сооружениями. Те же самые петербургские архитекторы Людвиг Шарлемань и Петр Висконти, которые спроектировали Свято-Успенскую церковь, одновременно выполнили и проект новой купеческой. Хотя лучшие достижения этих мастеров связаны с архитектурой классицизма, в их екатеринославских сооружениях проступают черты новой направленности, а именно так называемого русско-византийского стиля: подчеркнутая монументальность, некоторая тяжеловесность и массивность главного объема, характерное пятиглавие с диагональным размещением четырех меньших глав вокруг развитой центральной и т.д.

В свое время имена Л.И. Шарлемана-Боде и П.И. Висконти пользовались большой известностью в Петербурге и за его пределами. Людвиг Иванович Шарлеман-Боде (1784-1845) был академиком архитектуры и имел звание придворного архитектора. Свою службу он начинал в 1808 году в качестве помощника архитектора при кабинете Императорского Дворца. Пять лет спустя он поступил на службу помощником архитектора при Министерстве внутренних дел и был командирован в Белосток. Удачное выполнение ряда труднейших архитектурных задач определило его дальнейшую судьбу.

В 1820 году он был назначен архитектором Гоф-Интендантской конторы, где ему поручили наблюдение сначала за Таврическим, а потом – и Зимним дворцом. Одновременно в его заведовании находились Елагинский дворец, царская дача, дворцовые дома. Приобретя репутацию энергичного и способного архитектора, Шарлеман энергично участвует в работе всех высочайших архитектурных комитетов и комиссий Российской империи. Наряду с государственной службой, Шарлеман-Боде проводит и частные работы. Одной из таких почетных работ стало и строительство церквей в Екатеринославе.
Зарождение святыни
В 1837 году восточнее церкви Святого Духа уже освятили место под новый храм. Но строительство Троицкого собора по этому плану оказалось не по силу городу, только недавно окончившему Преображенский собор и строящему новую Успенскую церковь.

Только в 1845 году, через 8 лет после закладки лесопромышленник, Феодор Дупленко выделили 3.000 рублей, на которые вывели фундамент и… И строительство снова остановилось. Федору Дупленко, который оказался перед угрозой разорения, стало не до меценатства. Поправить свои дела он все же сумел, как сумел, и выстроить церковь. При жизни, вплоть до кончины от холеры в 1848 году, купец передал на строительство в целом около 100 000 рублей. Уже в 1855 году при епископе Екатеринославском и Таганрогском Леониде (Зарецком) новая церковь была окончена и освящена во имя Святой Троицы.

Она значительно уступала Успенской в размерах и устройстве, и сильно отличалась от своего современного вида. Не было ни колокольни, ни придела, объединяющего ее с храмом, ни служебных корпусов, ни кованой ограды. Все это пристроили намного позже.

Собор возвели трехпрестольный. Правый придел посвящен Казанской иконе Божьей Матери. Левый придел — святому апостолу Андрею Первозванному. Центральный придел — в честь Животворящей Троицы. Три престола новой церкви дали имена трем городским улицам: Первозвановской (нынешняя – ул. Короленко), Троицкой (ул. Красная), Казанской (ул. Карла Либкнехта) и Троицкой площади (пл. Красная).

В 1860-х годах перед церковью, по проекту одного из местных архитекторов, строится большая каменная колокольня. Немного позже между колокольней и храмом строится соединительный придел, почти вдвое увеличивший площадь церкви. Меценатом этих построек выступил купец Андрей Кирпичников и его наследники, выделившие для этого 15 000 рублей.

В конце XIX века старостой Троицкой церкви стал Иван Мартынович Алексеенко, человек сделавший для нее не меньше, чем Михаил Остроухов для Успенской. При поддержке Ивана Алексеенко церковь строит свечную лавку и 12 собственных лавок на Троицком базаре. Появляются дома Причта и Троицкой церковно-приходской школы. В конце 1900-х годов в церкви начинаются большие ремонтные работы. Для исполнения новых икон и фресок в 1909 году был приглашен выдающийся украинский живописец Иван Ижакевич.

Иван Сидорович Ижакевич (1864-1962) был большим специалистом в области народного творчества и украинского фольклора. Но до Октябрьской революции значительнейшее место в его творчестве занимала именно храмовая роспись. Из выдающихся церковных работ Ижакевича наиболее известны: роспись Трапезной церкви Киево-Печерской Лавры, там же – настенная роспись главных врат Лавры и роспись Всесвятской церкви Лавры. Все эти работы относятся к началу ХХ века.

Приглашение столь известного мастера была огромным достижением Екатеринославской епархии того времени. В Троицком соборе кисти Ижакевича принадлежит ряд настенных росписей. Среди последних особенно выделяются лики евангелистов на парусах центрального нефа и святые, написанные во весь рост на пилонах собора: славянские первоучители Кирилл и Мефодий, апостолы Петр, Павел и другие.

Со смертью в 1910 году старосты Троицкого собора Ивана Алексеенко реконструкция обора затянулась. Окончательно ее смогли завершить только в 1917 году.

Бульдозерный атеистический режим не пощадил и величественный собор. В 1934 году церковь была закрыта «из-за отсутствия прихожан». Сбросили колокола, сорвали кресты. В ограде храма разместили многочисленные магазины, мастерские, склады. Саму церковь разделили на два этажа и приспособили под склад, а ангелы над ее порталом все также славили Бога, глядя на разгрузку мешков с сахаром, как когда-то смотрели на солидных прихожан купеческой церкви.

Казалось уже приговоренный храм, ожил во время немецкой оккупации. В ноябре 1941 года в нем возобновили архиепископскую кафедру и богослужение. 11 июня 1942 года на кафедру был хиротонисан Димитрий (Маган) во епископа Днепропетровского и Запорожского.
Рука гения на стенах собора
На протяжении 1942 года по проекту Владимира Самодрыги новый собор отремонтировали снаружи, хотя далеко не полностью из-за отсутствия средств. Повесили колокола, оштукатурили и выбелили стены, вновь покрасили в зеленый цвет купола и вернули на них золотые кресты. Внутри успели разобрать перекрытия и расчистить закрашенные росписи.

Большие реставрационные работы внутри начали только в 1950-х годах. Восстановили уцелевшие росписи Ижакевича: «Бегство Иосифа в Египет», иконы апостолов, херувимов в сводах малых куполов, орнаменты. Погибшие заменили новыми фресками, из которых наиболее впечатляет «Благовещение» на пилонах алтаря. Создали новый грандиозный иконостас, выстроили новое крыльцо паперти вместо ворот склада, сделан балкон для верхнего архиерейского хора и сделали еще многое и многое другое.

Тогда же узнали и об авторстве росписей в Троицком соборе… Грустный парадокс эпохи: сам Ижакевич к тому времени еще был жив, но о своих православных симпатиях вынужден был умалчивать – наверное, в то время, по-другому было и невозможно. О его росписях в Троицком соборе к тому времени уже никто не знал.

Первым, кто высказал свое предположение об авторстве большинства стенных росписей собора, был архиепископ Днепропетровский и Запорожский Гурий (Егоров). Историк, искусствовед, прекрасный знаток церковной живописи, он, после своего назначения в 1955 году в Днепропетровскую епархию, сразу же обратил внимание на незаурядную роспись многих стенных полотен, представлявших большую художественную ценность. Чтобы их сберечь, он выписал из Москвы художников-реставраторов. Среди них оказался и В.Н. Кутлинский – ученик Ижакевича. Он-то, по почерку рисунков, подтвердил правильностью высказанных архиепископом Гурием предположений.

Окончательно авторство полотен было подтверждено областным обществом по охране памятников, которое уделило этому вопросу максимум внимания. Самым ценным оказалось знакомство с престарелым художником Ф.З. Коновалюком – ближайшим помощником Ижакевича при росписи Троицкого храма (тогда он еще не был собором) в 1909 году. Коновалюк не только подтвердил авторство работ, но и сообщил еще много попутных деталей, относящихся к проведенным работам, которые помогли в дальнейшем процессе реставрации.

В 1985-1987г. собор украшается большими паникадилами во всех куполах, были поставлены новые позолоченные кресты. Сделаны металлические ограждения на аллеи, новые большие нижние окна и двухстворчатые боковые двери.

День нынешний
Начатые в 1956 году реставрационные работы особую тщательность, бережность и размах приобрели в наше время, благодаря энергии, целеустремленности и молитвенной поддержке митрополита Иринея (Середнего), возглавляющего Днепропетровскую епархию с 1993 года, и настоятеля протоиерея Владимира Аксютина. В главном храме города, буквально на глазах, происходит впечатляющая реставрация куполов, внешнего и внутреннего убранства, в том числе – и облагораживание окружающей собор территории.

На территории собора расположился небольшой некрополь — место захоронения епархиальных архиереев и священнослужителей. Архиепископ Андрей (Комаров), архиепископ Варлаам (Ильющенко), епископа Кронид (Мищенко), бывшие настоятели собора: протоиерей Владимирй Капустянский, протоиерй Константин Огиенко, создатели храма: Федор Дупленко и Андрей Кирпичников, другие священнослужители и благотворители нашли свой последний приют под стенами собора. Во время первых бомбежек города, в 1941 году во двор собора с близлежащих улиц были принесены тела погибших горожан, они похоронены в братской могиле недалеко от центральных ворот, справа.

В соборе находятся местно-чтимые святыни: икона «Плачущий Спаситель», иконы Божией Матери «Иверская», «Достойно есть», «Самарская», крест-мощевик с частицами мощей крестителя Господнего Иоанна, святых апостолов и евангелистов Матфея, Луки, Марка, святой праведной Анны, великомученика и целителя Пантелеимона, святого великомученика Феодора Стратилата, святого мученика Антипы, святой великомученицы Екатерины, святого благоверного князя Александра Невского. Также в соборе находится крест-мощевик с 12-ю частицами мощей оптинских старцев (дар Оптиной Пустыни), икона Святой Троицы с частицей коры Мамврийского дуба; древние реликвии: иконостас Казанского собора и гробница из Свято-Николаевского (Брянского) собора.

Престольный праздник – в День Святой Троицы, праздничные богослужения, связанные с именами правого и левого престолов собора, — в День почитания иконы Божией Матери «Казанская» — 21 июля и 13 декабря — в день апостола Андрея Первозванного. В соборе проходят ежедневные богослужения. В праздничные дни утром – две службы: в 7 и 9 часов утра. В среду и в воскресные дни на вечерней службе — чтение акафиста.

Сейчас Свято-Троицкий собор является центральным храмом Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви и временным местопребыванием епархиального административного управления.





 Юрий СКУБАК. «Се рай Божий на земле!»
 Юрий СКУБАК. 195 лет Свято-Николаевскому храму п. Новые Кайдаки
 Митрополит Днепропетровский и Павлоградский ИРИНЕЙ: «Не бойтесь говорить о Православии, об исконной вере своей земли»
 Юрий СКУБАК, Днепропетровск. Первый катеринославский историк
 Михаил Некрич: «Все, что нами делается, — делается для родных, любимых детей!»
 „Седмице” — 1 год!
 «Зрителю должен быть понятен наш язык»
 Юрий СКУБАК, Днепропетровск. 210 лет храму в Сухачевке
 Юрий СКУБАК. Тамплиеры в Днепропетровске
 Юрий СКУБАК, Днепропетровск. Вперед в прошлое, Или дума о современной работорговле
 Юрий СКУБАК, Днепропетровск. Первый фестиваль колокольного звона в Днепропетровске
 Юрий СКУБАК, Днепропетровск. Цветы для архипастыря
 Юрий СКУБАК, Днепропетровск. По местам казацкой славы
 Юрій СКУБАК. Благословення від Оптиної
 Юрий СКУБАК. «Пойте Богу нашему, пойте…»
 Юрий СКУБАК. Остров надежды
 Юрий СКУБАК. «За духовное возрождение нации»
 Юрий СКУБАК. XII Всеукраинский фестиваль Рождественских песнопений в Днепропетровске «От Рождества к Рождеству»
 Юрий СКУБАК. Вторые Архангело-Михайловские филосовско-богословские чтения «Православие в мировой культуре»
 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру