ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Александр ТИМОШЕНКО, психолог, директор Центра «Досвід».   «12 шагов» к реабилитации

29.11.05.
Одной из самых актуальных тем для нашего общества стала проблема алкоголизма и наркомании. Помимо вопросов профилактики этих явлений важным является вопрос и о методах оказания помощи химически зависимым. Метод, о котором пойдет речь в статье, в корне отличается от всех существующих. Психологическая помощь алкоголикам и наркоманам, основанная на программе «12 Шагов», включает в себя комплексную работу, направленную на изменение психической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности человека.

Существует много способов оказания помощи этим людям. У нас в стране долгое время применялись медикаментозные методы лечения алкоголизма и наркомании. То есть человек поступал в лечебное учреждение, принимал медикаменты, которые снимали последствия абстинентного синдрома (похмелья, ломки), получал лекарства, которые восстанавливали нормальную жизнедеятельность организма, и возвращался в привычную среду.

Как правило, через определенное время он опять возвращался к употреблению. Чтобы удлинить срок воздержания от алкоголя, пациенту предлагали принимать специальные препараты, которые влияли на распад алкоголя в организме. При приеме дозы алкоголя человеку становилось так плохо, что в дальнейшем он боялся употреблять спиртное под страхом смерти. Это всем известная «подшивка» или «торпеда».

Очень популярным у нас стало кодирование, колдовство, заговоры. Все эти методы основаны на запугивании человека негативными последствиями, которые могут наступить, если он будет принимать алкоголь. Для людей, которые имеют склонность к внушению, эти методы могут быть успешными, и они под страхом смерти могут не употреблять алкоголь определенный отрезок времени.

На процедурах кодирования людям не дают серьезных знаний относительно той проблемы, которую они пришли решать. То есть, человек изначально приходит не вылечиться, а получить дозу страха, которая поможет ему некоторое время не пить. Но мало кто знает, как мучаются многие закодированные алкоголики, особенно те, кто пошел на этот шаг под давлением родственников. Человеку хочется выпить, а он боится. Многие точно помнят срок кодирования, и начинают пить сразу после его окончания. То же бывает и с теми, кто «подшивается» под давлением окружающих.

Интересен факт, что кодировкой наркоманов практически никто не занимается. На мой взгляд, это происходит из-за того, что специалисты по кодировке знают, что большинству алкоголиков продержаться несколько месяцев трезвым не составляет труда, а наркоману такой подвиг, как правило, не под силу.

Среди зависимых есть люди, которые держатся определенное время, потом начинают употреблять, а потом опять кодируются, зная, что их терпения хватит на некоторое время. Так и живут. Это их право, так как для семьи, которая страдает от жизни с алкоголиком или наркоманом, несколько месяцев спокойной жизни — как годы для людей, которые не испытывали подобных проблем. Эти случаи только подтверждают, что человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, должен, прежде всего, сам принять решение о том, хочет он бросить пить или колоться, ведь эффективность лечения в конечном итоге зависит от личного желания человека.

«Хочу — пью, хочу — не пью»
Многие, люди, особенно верующие, очень наедятся на чудо, которое должно произойти без их активного участия. Но, давайте вспомним историю первого исцеления от алкоголизма по молитве к иконе «Неупиваемая чаша». Человек, который исцелился, был инвалидом, он полз к монастырю, где, согласно видению во сне, должна находиться икона. Он полз, что было очень мучительно, а кто ползет сейчас? Он дополз и получил исцеление, а сейчас зависимого приводят в храм родственники, и, не сколько к Богу с покаянием, а сколько за сделкой. «Я к тебе пришел, помоги мне бросить пить, но я при этом не буду разбираться в себе и в тех причинах, которые привели меня к зависимости». А зачастую человек и не осознает, почему он пьет не так как все остальные люди. Он может приходить к Богу для того, чтобы просто научиться употреблять спиртное, как он мог это делать тогда, когда только начинал пить.

Специалист, подготовленный в области химической зависимости, может предоставить человеку информацию о том, что с ним происходит, и помочь ему выработать план действий по работе с проблемами, которые возникли в результате употребления. Так как долгое время алкоголизм и наркомания у нас считались вредными привычками, то попытки объяснить людям, что зависимость это серьезное заболевание, бывает очень трудно. Уже доказано, что у зависимого человека меняется химический состав организма, процесс распада алкоголя в организме происходит таким образом, что у человека развивается непреодолимая тяга продолжать употребление дальше. Те же симптомы тяги есть и у наркоманов. Но в зависимость от наркотиков человек попадает быстрее, чем в зависимость от алкоголя.

Важно знать, что отличительной особенностью человека, зависимого от алкоголя, от человека, который не является зависимым, есть феномен тяги после употребления первой дозы. Человек хочет выпить одну-две рюмки, а выпивает, как правило, столько, что утром трудно вспомнить. У зависимых людей случаются запои, то есть употребление алкоголя несколько дней подряд. Для того чтобы выйти из запоя, очень часто необходимо прибегать к помощи медиков.

И еще одна особенность – это отрицание наличия проблемы. От таких людей можно услышать фразы типа: «Хочу — пью, хочу — не пью», «Захочу — брошу», «Я не пил бы, если бы…», «Я не алкоголик», «Я под забором не валяюсь». Верующие часто оправдывают употребление тем, что Иисус Христос пил вино и советовал Тимофею пить немного вина. Но, как правило, забывают о том, что он никогда не говорил, чтобы люди упивались вином. Забывают фразу, что пьяницы Царства Божия не наследуют.

Человек, не знающий особенностей поведения и мышления алкоголика и наркомана, может попасть под влияние манипуляций со стороны зависимого. Они могут искусно убеждать людей в своей несчастной судьбе и придумать самую нелепую причину, почему они постоянно пьяны или употребляют наркотик. Игнорирование того факта, что зависимые люди имеют свои психологические особенности, может пагубно влиять на выбор стратегии работы с таким человеком. Незнание его внутреннего мира, его потребностей, может привести к тому, что человек, взявший на себя ответственность помогать таким людям, может давать неверные рекомендации, которые влекут за собой негативные последствия.

В начале 60-х годов за рубежом, а с 90-х годов прошлого века и в нашей стране, к работе с химически зависимыми стали привлекать людей, которые на личном опыте знают эту проблему и имеют опыт ее успешного решения. Более подробную информацию о том, что такое алкоголизм и наркомания, желающие могут получить в источниках массовой информации, Интернет, на консультации у нарколога.

Судьбоносная встреча
Программа была создана алкоголиками в 1935 в США. Многих может насторожить место создания программы, так как еще сильны стереотипы того, что из-за океана ничего хорошего прийти не может. Хотя даже те, кто боится американских веяний довольно успешно пользуются компьютерами, и другими техническими находками, которые дали нам «оттуда».

В 1935г. в г. Акрон, штат Огайо, встретились два алкоголика — бизнесмен и доктор. Необычна эта встреча тем, что ее причиной было желание одного из ее участников остаться трезвым. А для этого он решил найти еще одного алкоголика, чтобы поговорить с ним.

Бил, так звали одного из алкоголиков, много лет безуспешно пытался бросить пить. Он был успешным бизнесменом, но пристрастие к алкоголю почти лишило его средств к существованию. Он потерял надежду на то, что когда-нибудь опять сможет начать полноценную жизнь. Он дошел до того, что начал воровать у жены последние деньги на очередную бутылку спиртного, хотя некоторое время назад он был миллионером. Все его родственники, жена и врачи потеряли всякую надежду на то, что Билл бросит пить. Они приходили к неутешительному мнению, что его надо навсегда закрывать в психиатрическую лечебницу.

Однажды к Биллу пришел друг, с которым он раньше выпивал, но друг пришел трезвый, и рассказал Биллу о том, как он бросил пить. Его история задела Билла за живое и он понял, что выход можно найти и в том положении, до которого его довело пристрастие к алкоголю. Память о том, что беседа с трезвым другом-алкоголиком помогла Биллу не выпить, спасла его в командировке. Находясь в одиночестве в отеле, Билл захотел выпить, но вместо того, чтобы провести вечер в баре, он принял решение обратное. Билл решил найти еще одного алкоголика, чтобы побеседовать с ним о своей жизни, рассказать, как можно не пить, для того, чтобы не выпить самому.

Таким алкоголиком стал доктор Боб. Они весь вечер проговорили и остались трезвыми. Произошло то, о чем никто не мог подозревать – беседа двух алкоголиков помогла обоим остаться трезвыми. Билл и Боб стали ходить по больницам, проводить беседы с алкоголиками, находящимися на лечении, и приглашать их на встречи групп Анонимных Алкоголиков. Так стало называться движение людей, которые ставили перед собой только одну цель – делиться своим опытом с другими алкоголиками, чтобы помочь им избавиться от алкоголизма.

Ни один метод лечения алкоголизма в то время не давал столь сильного эффекта, как беседа двух алкоголиков, которые делятся друг с другом своим опытом поддержания трезвого образа жизни. О таком методе решения проблемы алкоголизма не мог подумать ни один специалист в области лечения алкоголизма.

Постепенно встречи алкоголиков, где они делились своим опытом, стали называться собраниями Анонимных Алкоголиков (далее АА). Свой опыт пути к трезвой жизни Анонимные алкоголики описали в книге с таким же названием – «Анонимные Алкоголики». Затем была издана книга «12 Шагов — 12 Традиций», в которой была изложена концепция программы, которая вот уже на протяжении 70 лет помогает алкоголикам и наркоманам решать проблемы с химической зависимостью (70-летняя годовщина движения праздновалась 10 июля 2005 в Канаде). В 1953 году эту программу взяли для своей работы наркоманы.

Почти двадцать лет программу не воспринимали всерьез медики, так как они не могла понять, как алкоголики, собираясь сами, без присутствия специалистов, остаются трезвыми. И только в 1956 году Американская медицинская ассоциация признала программу «12 Шагов» эффективной.

«12 шагов» в Украине
В Украину программу «12 Шагов» привезли также американцы. Но не простые американцы, а один алкоголик, который много лет не пил. Он приехал в Киев и попросил работников наркологической службы помочь ему встретиться с алкоголиками, и желательно такими, которые уже не видели выхода их проблемы, но постоянно пытались бросить пить. Эта встреча состоялась в гостинице. Несколько человек после этой встречи не прикасаются к спиртному уже на протяжении 16 лет.

В Полтаву, программу привезла одна женщина, муж которой был алкоголиком. Сама она по профессии врач. Она собрала алкоголиков и провела несколько собраний. Группа долго не просуществовала и распалась, но один человек, остался и продолжал искать людей, которые могли бы поддержать его стремление оставаться трезвым. Со временем он нашел такого человека, который 11 раз за два года попадал в лечебные учреждения Полтавы и уже потерял надежду вернуть трезвую жизнь. После первой беседы эти люди нашли общий язык и решили попробовать создать группу АА. Первая группа состояла всего из трех человек. Эти люди были православными и получили благословение покойного митрополита Полтавского и Кременчугского Феодосия. Он сказал, что хотя некоторые аспекты программы могут быть спорными с точки зрения Православия, но в целом сама идея хорошая, так как помогает людям стать на путь исправления от пагубной страсти.

Так зародилось движение АА в Полтаве. Затем в группу Анонимных Алкоголиков стали приходить наркоманы, которые со временем создали самостоятельное движение Анонимных Наркоманов. Чуть позже создались группы родственников алкоголиков и наркоманов.

Посещение групп Анонимных Алкоголиков, Анонимных Наркоманов является основным инструментом, использование которого помогает зависимым людям оставаться трезвыми. Часто на группы приходят люди, которые во всем разуверились. На группах их никто не винит, не читает нравоучений, их просто выслушают, делятся своим опытом прихода к трезвой жизни и предлагают сделать свой выбор – продолжать употреблять или бросить.

На группах самопомощи люди, объединенные одной проблемой, находят поддержку и понимание, чего им не хватает в жизни с алкоголем или наркотиком. Еще Иоанн Лествичник писал: «Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали, во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали; но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачам, путеводителями наставниками, объявляя свойства каждого недуга своею опытностию спасая близких к падению». (Лествица, О рассуждении).

Как пройти «12 шагов»
Теперь рассмотрим вкратце суть шагов, которые предлагает программа «12 Шагов». Она состоит из двенадцати ступеней, при чем каждая ступень — это шаг вперед, к изучению своей личности для реальной, бесстрашно-правдивой оценки себя и своего поведения в употреблении и активной работе над исправлением последствий жизни с алкоголем или наркотиком.

1 Шаг предлагает человеку признать свое поражение перед алкоголем (наркотиком), признать, что его жизнь контролируется алкоголем (наркотиком). Это сложно, так как любой зависимый человек не может смириться с тем, что он навсегда потерял способность контролировано употреблять алкоголь или наркотики. Эта способность теряется навсегда.

Принятие первого шага лишает человека опоры, которой для него был алкоголь или наркотик. Он опирался на употребление, как хороший способ решать свои внутренние проблемы. Для того чтобы не остаться в пустоте, зависимому человеку предлагают найти другую опору в жизни.

2 Шаг программы предлагает поверить, что только Сила, более могущественная, чем сила самого алкоголика или наркомана может вернуть ему здравомыслие. Из-за формулировки 2 Шага программу часто критикуют православные литераторы, но не все. Дело в том, что большинство химически зависимых не могут принять концепцию Бога сразу в том виде, который предлагает Церковь. У некоторых есть отторжение от веры, особенно у тех, кто воспитывался в советское время. Это учитывается в программе. Человеку предлагают задуматься о том, что он не имеет собственных сил справиться с проблемой алкоголизма (наркомании). Ему предлагают сделать выбор. Даже если человек просто задумается над тем, что его отрицание Бога не есть правильная позиция, то можно сказать, что он сделал первый шаг к вере. Мало кто замечает, что в программе нет никакой критики ни одного вероисповедания, в программе нет навязывания концепции Бога и нет призывов, которые могут отвернуть человека от религии.

Иногда можно прочитать критически высказывания в адрес программы в православной литературе. Но подобные высказывания, на мой взгляд, принадлежат людям, которые, скорее всего, никогда не были на собраниях Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов. Все принципы программы направлены на воспитание в человеке правил неосуждения и принятия людей такими, какие они есть, которые сходны с принципами Православия.

Иногда зависимому человеку достаточно для начала поверить в то, что опора на опыт других людей может помочь ему выздоравливать. Разве в этом есть что-то плохое? Если человек не готов верить в Бога, но хочет бросить пить или колоться, разве его надо критиковать и винить, что он не понимает правильного пути спасения? Его мозг, отравленный алкоголем и наркотиком, вообще с трудом принимает окружающий мир, не говоря о сложных моральных принципах Библии. Алкоголики и наркоманы могут быть людьми разного вероисповедания, поэтому в группу может прийти любой человек, так как на собрании идет разговор о том, как поддерживать трезвый образ жизни, но не ведутся споры о том, кто верно, а кто неверно понимает Бога. Свои религиозные переживания человек может удовлетворить в той церкви, куда он ходит. Это только приветствуется.

В 3 Шаге предлагается действовать в соответствии с принципами программы. Зависимому человеку предлагается не употреблять первую дозу. Это звучит так: «Не пей первой рюмки», «Не делай первого укола».

Еще одно простое правило: «Не употребляй только сегодня». Это правило помогает сосредоточиться на одном дне, так один день не пить проще, чем 10 лет. Многие зависимые со страхом смотрят на трезвую жизнь, так как для них это совсем незнакомый стиль жизни.

В 4 Шаге человеку предлагается сделать бесстрашный анализ своей жизни с нравственной точки зрения. То есть, честно сказать себе, каким человеком ты был в употреблении. Это очень болезненный процесс. В этом шаге зависимому предлагается разобраться с тем, как он изменился с точки зрения общечеловеческой нравственности.

Этот шаг можно сравнить с подготовкой к исповеди. Он выполняется письменно. Приходится отвечать на вопросы о прошлой жизни, вспоминать нелицеприятные поступки.

5 Шаг — это беседа с человеком, которому доверяешь. Необходимо зачитать то, что было написано в 4 Шаге. Таким человеком может быть священник, психолог, просто близкий друг. Этот шаг похож на исповедь, так один человек рассказывает другому в атмосфере доверия свои сокровенные проблемы.

6, 7 Шаги предлагают человеку подготовиться к исправлению своих недостатков, которые он обнаружил в ходе выполнения 4 и 5 Шагов. Так как без исправления себя трудно будет оставаться трезвым.

8, 9 Шаги предлагают составить список людей, которым зависимый причинил вред и постараться по мере возможности возместить причиненный ущерб.

10 Шаг предлагает проводить каждодневный анализ своего поведения и своевременно исправлять ошибки.

11 Шаг предлагает продолжать изучать свое отношение к Богу, углубляя его по мере своих возможностей.

12 Шаг необходимо делать для того, чтобы передавать свой опыт другим алкоголикам и наркоманам, которые все еще страдают.

Конечно, не все могут активно работать по шагам, но это, опять-таки выбор человека. Все шаги — это только предложение, они не претендуют на истину, это просто опыт определенной группы людей, которые нашли своей способ избавиться от алкоголизма (наркомании) и с готовностью делятся со всеми, кто хочет этот опыт изучить.

Есть в программе традиции, которые помогают сообществу не стать зависимым от каких-либо партий, государственных и религиозных организаций. Сообщество не участвует в политических мероприятиях и политической агитации, не занимается саморекламой, не позволяет использовать свое имя в политической агитации и разного рода рекламных компаниях. В сообществе нет правящей верхушки, есть люди, которым доверяют вести дела сообщества, но никакой зарплаты они за это не получают, любая роль, которую человек играет в группе, только накладывает ответственность, но не дает каких либо привилегий. Группам не рекомендуется принимать посторонние пожертвования, так как поступление денег со стороны может привести к зависимости от тех, кто финансирует группу. Группы живут на добровольные пожертвования членов, причем действительно добровольных, так как нет фиксированной суммы пожертвований. Если у человека нет денег, никто не будет его заставлять делать свой взнос. Все принципы носят рекомендательный характер, так как никто не может указывать группе, как ей жить, но опыт показывает, что если группы начинают нарушать традиции, они начинают распадаться.

Более подробно обо всем, что касается групп Анонимных Алкоголиков, Анонимных Наркоманов, можно узнать, посетив их собрания.

На мой взгляд, необходимо налаживать связь Церкви с движением АА, АН. Ведь это действительно опыт, который просто некорректно отбрасывать, и более того, огульно критиковать, нарушая тем самым заповедь о любви к ближнему. Можно приглашать специалистов в области реабилитации для чтения лекций перед прихожанами, так же некоторые члены сообщества будут не против рассказать о своем опыте выздоровления.

В заключение хотелось бы добавить следующее: большую важность имеет разделение понятий пьянство и алкоголизм с духовной точки зрения. Есть такое мнение, что пьянство можно считать грехом, так как человек осознанно прибегает к неумеренному употреблению алкоголя, а алкоголик, постоянно хочет пить, не напиваясь, но у него это не получается, так как это уже болезнь и тела.

Организация, директором которой я являюсь, объединила людей, которые имеют опыт положительного решения проблемы алкоголизма. Так же в организацию входят члены их семей. Мы с удовольствием можем организовывать лекции и встречи для того, чтобы рассказать о своем опыте преодоления зависимости, а также оказать консультационную помощь людям, желающим получить от нас помощь.

Мы готовы к сотрудничеству со служителями церкви и прихожанами.


 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру