ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Красота Чебоксары.
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Cвященник Андрей ДУДЧЕНКО.   Благовестие в сети Интернет: проблемы и перспективы

05.09.05.
В наше время, наверное, уже не нужно доказывать возможность и необходимость православного присутствия в сети Интернет. На заре существования православного Интернета, в 1996–1999 годах, когда сам Интернет как явление был для большинства людей terra incognita, а православные сайты только начали появляться, в православной среде (в которой уже в то время распространялись страшилки о «суперкомпьютере-звере» и о трех шестерках, на которых основаны «компьютерные системы») на Интернет многие смотрели как на «дьявольское изобретение». Прошло всего несколько лет, и оказалось, что Интернет можно эффективно использовать для распространения своих идей в широкой аудитории.

Доклад, прочитанный на V Успенских чтениях, 5 сентября 2005 года, Киев.
Те же самые люди, которые страшились компьютеров и глобальной сети, теперь открыли свои сайты, на которых пишут об опасностях всеобщей глобализации, идентификации и электронного контроля.

С каждым годом к сети Интернет подключается все больше пользователей, а в Украине последние год-два в этой области наблюдается особенный прогресс. Все больше людей пользуется услугами доступа к Интернету не только на работе, но и дома. Эта тенденция будет неуклонно расти и дальше. Среди пользователей сети Интернет немало православных и еще больше ищущих Православия людей. Можно утверждать, что виртуальный сетевой мир — это проекция реального мира в виртуальное пространство. Для этого мира характерны те же самые тенденции, что и для мира реального, однако, с некоторыми особенностями.

Возможности использования Интернета

Существует несколько основных способов использования сети Интернет:

1. Работа с электронной почтой
2. Поиск и чтение новостей
3. Поиск и размещение справочной информации (в т. ч. специализированной или художественной литературы, а также графики)
4. Поиск программного обеспечения
5. Дистанционное обучение
6. Интерактивное общение
7. Поиск развлекательной информации
 
Для нас представляют интерес пункты 2, 3, 5 и 6.

Преимущества сети Интернет очевидны при работе с новостями. В отличие от всех прочих видов СМИ, в электронных изданиях может быть достигнута наибольшая степень оперативности: время выхода новостей здесь ничем не регламентируется извне. Не нужно ждать времени выхода выпуска новостей, как в теле- и радиоэфире, не нужно ждать публикации печатного издания. В электронных СМИ новости могут публиковаться по мере их поступления. Будучи опубликованными, они сразу же становятся доступными для пользователей из любой точки мира.

В связи с этим пользователи ожидают от электронных СМИ максимальной оперативности. Новость, опубликованная спустя сутки или более после события — уже не новость. Кроме того, преимущество электронных новостных ресурсов в том, что они не ограничены площадью печатного издания или эфирным временем. Количество публикуемых новостей зависит единственно от желания редакции ресурса.

С каждым годом количество информации в глобальной Сети возрастает. Порталы и сайты, связанные друг с другом гиперссылками, а также различные поисковые системы и каталоги, общие и специализированные, упрощают доступ пользователя к необходимой информации. Благодаря этому многие используют Сеть как глобальную энциклопедию, в которой можно найти сведения практически по всем отраслям знания.

Еще одна важная функция Сети — ее интерактивность, благодаря которой пользователь сети Интернет может ощутить себя не пассивным потребителем информации, а полноценным участником сетевой жизни. Интернет предлагает различные формы интерактивности: от простейших — участие в опросах, комментирование статей и записи в гостевых книгах — до более сложных: дискуссии в форумах и конференциях, ведение сетевого дневника, поиск необходимой услуги или работы, совершение различных покупок в виртуальных магазинах и, наконец, участие в разработке «открытых» ресурсов и энциклопедий. Многие уже сегодня используют интерактивную среду как важный инструментарий в работе. Например, некоторые идеи, воплощенные в успешных сетевых проектах, сначала «обкатывались» на специализированных форумах. Онлайн-общение с партнерами с помощью instant-messenger’ов (ICQ, YahooMgr и т. п.) или программ для голосового общения вполне заменяет общение по телефону, причем стоимость затрат на такое общение на порядок ниже услуг обычной телефонной связи.

Таким образом, для многих людей уже сегодня виртуальная среда стала не только местом для поиска необходимой справочной информации или развлечений, но и необходимым инструментом деловой жизни. И таких людей с каждым годом будет все больше и больше.

Преимущества и недостатки Сети

Преимущества виртуального сетевого мира — его доступность (как по легкости использования, так и по материальным затратам), а также кажущаяся анонимность пользователей. Действительно, для полноценного доступа к Интернету достаточно иметь компьютер с модемом или сетевой картой в зависимости от способа подключения, причем компьютер не обязательно должен быть мощным и современным. Услуги провайдеров с каждым годом становятся все доступнее как по затратам, так и по уровню сервиса. Последние годы на украинском рынке появилось много провайдеров, предлагающих такие способы доступа в Интернет, при которых не занимается телефонная линия, т. е. телефон остается свободным во время работы в Сети.

При желании в Интернете пользователь может соблюсти анонимность, то есть скрыть свои личные данные от других пользователей. Такой возможностью пользователи обычно пользуются, оставляя комментарии к статьям, общаясь в форумах или чатах, если хотят, чтобы другие не узнали, кто на самом деле пишет комментарий или общается с ними. Однако, во многих случаях эта анонимность — условная или кажущаяся. При старании несложно вычислить, кто именно скрывается за тем или иным «ником», если к тому же этот пользователь известен в Интернете и под своим настоящим именем. Особенности авторского стиля и поведения, типичные опечатки, адрес провайдера и пр. позволяют при желании идентифицировать пишущего.

С этим порой неожиданно для себя сталкиваются некоторые православные, которые, соблазнившись кажущейся анонимностью, успели «оставить» в Интернете не лучший след. Конечно, те словесные перепалки, которые часто ведутся на православных форумах (особенно известен этим самый популярный в Интернете форум «Человек и его вера» на сайте о. Андрея Кураева), — это еще «цветочки» по сравнению с тем, что бывает на форумах светских. Однако, на православные форумы многие люди заходят с поиском не только ответов на свои вопросы, но и подлинно братского отношения друг к другу. К тому же, количество «читателей» форума (т. е. тех, кто только читает темы, но сам не участвует в обсуждении) намного превышает количество «писателей», и случается такое, что поведение православных на форуме утверждает нецерковных людей в нежелании воцерковляться, «чтобы не стать такими, как эти православные».

Православие в Интернете

Для православного христианина сеть Интернет представляет собой, по сути, тот же мир, который «во зле лежит», но который сам по себе не есть зло. Этот сетевой мир имеет свои минусы и преимущества. С одной стороны, в Интернете одинаково доступны христианские и сатанинские сайты, библейские программы и коллекции порнографических фото. С другой стороны, каждый пользователь Сети — хозяин своего положения. Никто не мешает христианину пользоваться тем, что ему необходимо, и не заставляет принимать участие в том, что не приносит пользу душе. Никто не мешает создать хороший православный сайт и тем самым стать миссионером на определенной территории. Затраты на создание и поддержку сайта в Интернете намного ниже, чем на создание других видов СМИ (ТВ, радио, пресса). Кроме того, опыт показывает, что одному и тому же человеку бывает гораздо легче обратиться за советом к священнику по сети, чем например, подойти с вопросом в храме.

На сегодняшний день существует большое количество русскоязычных православных сайтов, сделанных как в России, так и в Украине. Русскоязычная поисковая система «Яндекс» по запросу «православие» выдает свыше 2 млн. ссылок на документы, в которых содержится это слово (два года назад таких ссылок было менее 300 тыс.). По данным специализированного каталога «Христианство.Ру», на конец августа 2005 года создано ок. 4200 православных сайтов и страниц на разных языках, а русскоязычных православных сайтов на то же время насчитывается более 2100.

Если на русском языке Православие представлено достаточно широко, то на украинском языке хороших православных сайтов практически не существует. Есть сайты, которые поддерживаются иными христианскими конфессиями, например, информационный религиозный проект Украинского католического университета «РИСУ» (УГКЦ), или сеть ресурсов KP-nEt (УПЦ КП). По данным каталога «Мета», украинских христианских сайтов на сегодняшний день создано ок. 200, но в это количество включены сайты всех христианских конфессий и деноминаций, как русско-, так и украиноязычные. По данным каталога «Христианство.Ру», сайтов, имеющих отношение к Украинской Православной Церкви, насчитывается 111, но украиноязычных православных сайтов, или таких, которые публикуют статьи в том числе на украинском языке, на конец августа 2005 года имеется всего лишь 43. Среди них немного по-настоящему хороших сайтов и вовсе нет полноценного православного портала.

Время жизни православных сайтов оставляет желать лучшего. По сведениям, собранным в каталоге «Христианство.Ру», многие православные сайты (главным образом — личные авторские проекты) закрываются в течение первых 5 месяцев после открытия. Значительная часть православных сайтов существуют от 10 месяцев до года, после чего не выдерживают испытания временем и закрываются. Немногим проектам удается преодолеть критический рубеж в 1 год существования, и лишь редкие сайты живут дольше 4–5-ти лет. Причины закрытия сайта могут быть самые разные: от потери интереса автора к поддержке сайта до проблем с финансированием или физической невозможности автора поддерживать ресурс, например, в связи с изменившимися жизненными обстоятельствами.

Еще один больной вопрос — дизайн и функциональность православных сайтов. Большинство частных страниц в Интернете сделано непрофессионалами, что, конечно, не есть само по себе недостаток (вспоминается изречение: «Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Помни: ковчег был построен любителем. Профессионалы построили “Титаник”»). Однако, дизайн сайта — это и есть именно та «одежка», по которой встречают этот сайт пользователи Интернета. А от удобства работы с сайтом зависит, как часто будут к нему обращаться те, кто однажды узнал о его существовании. Как правило, автор сайта сам разрабатывает и дизайн, либо же, если сайт размещен на одной из бесплатных хостинг-площадок, использует готовые шаблоны, предлагаемые сервером хостинга. Второй вариант во многих случаях кажется даже более предпочтительным: отсутствие особой «оригинальности» в дизайне компенсируется относительным удобством структуры и подачи информации. Впрочем, можно хорошо структурировать сайт и самостоятельно, равно как и испортить любой готовый шаблон.

Радует то, что последнее время православных сайтов с хорошим дизайном и удобных в использовании становится больше. Однако, их удельное число все равно очень мало в общем количестве православных сайтов.

Мы не будем останавливаться на особенностях миссионерского использования электронной почты, хотя такое тоже возможно. Пример миссионерского служения по e-mail — специализированные православные рассылки, которые могут собирать довольно большую аудиторию подписчиков. Разумеется, не может быть и речи о том, чтобы в качестве миссионерского служения использовать методику рассылки спама.

В мае 2005 года начато построение принципиально новой православной энциклопедии. Это открытая православная энциклопедия «Древо» (drevo.pravbeseda.ru) — универсальный православный информационный ресурс, в котором систематизируется информация о православном вероучении и истории Православной Церкви, о православных святынях, монастырях и храмах, об известных деятелях Православия и о персоналиях, повлиявших на историю Церкви. К созданию этого проекта, то есть к написанию и редактированию статей энциклопедии, могут подключиться все желающие. За четыре месяца существования энциклопедия насчитывает более 1600 статей, что составляет ок. 20% от общего количества запланированных статей.

Что мы можем сделать?

Призвание Православной Церкви — проповедовать миру. Господь заповедовал нам «учить все народы», а не замыкаться во внутреннем гетто. На сегодняшний день перед Церковью открылась новая огромная миссионерская территория: сетевое пространство, дающее большие возможности для проповеди. Уже одно присутствие в Сети качественного (красивого, удобного и функционального) православного портала есть большое миссионерское дело. Освоение этого пространства, грамотное присутствие православных в сетевой среде — задача, стоящая перед Церковью сегодня. Это понимают не только православные канонической Церкви, но и представители иных христианских конфессий, и прилагают усилия к активному присутствию в Сети. Например, при поддержке так называемых «суздальцев» (РАПЦ) создан и поддерживается успешный, качественный и оперативный информационный ресурс «Портал-Кредо». К сожалению, среди задач, которые ставят перед собой сотрудники этого ресурса, одной из первых стоит дискредитация Русской Православной Церкви. Из украинских ресурсов подобного рода можно назвать сервер «Церква» и уже упоминавшуюся сеть «KP-nEt», созданные представителями Киевского Патриархата.

В православном Интернете активно себя ведут различные «ура-православные» группы. Ими порой может заглушаться голос традиционного Православия, по крайней мере, для некоторой аудитории. Так, например, активно проповедуют свои идеи сторонники борьбы с глобализацией, ИНН, «масонским заговором» и прочими современными православными страшилками. Также активно заявляют о себе сторонники идеи «объединения славянских народов». Если бы православные христиане с таким энтузиазмом проповедовали Евангелие, а не околоцерковные политические идеи или страшилки, то, наверное, православных христиан (не номинальных, а реальных) у нас сегодня было бы больше.

Помимо создания специфически православных сайтов необходимо заметное присутствие православных участников на светских ресурсах. Как пример успешного, на мой взгляд, сотрудничества в этой области могу привести свой опыт ведения раздела «Православие для родителей» в «Консультациях» на популярном украинском медицинском портале Likar.info. Большинство посетителей сайта — молодые мамы или женщины, ожидающие ребенка. За один год сотрудничества в этот раздел поступило 125 вопросов, т. е. новый вопрос поступает примерно один раз в три дня. Может быть, это и не часто, но нужно учесть, что на медицинский портал посетители приходят, прежде всего, не для того чтобы найти ответы на вопросы по Православию.

Важная миссионерская возможность, которую дает Интернет, — это возможность онлайн-общения со священником. Конечно, для этого священник должен иметь регулярный доступ к Сети, куда он может выходить в определенные часы по заранее составленному постоянному расписанию. Опыт такой работы уже существует. Отец Владислав Сохин, руководитель молодежного отдела Курской епархии Русской Православной Церкви, регулярно два раза в неделю проводит вечера в онлайн-общении с молодежью. Но это лишь один пример. Один человек не может в одно и то же время полноценно общаться с десятком и более «вопрошающих». Если бы хотя бы десятая часть православного духовенства, имеющего регулярный доступ в Интернет, согласилась участвовать в объединенном проекте подобных онлайн-консультаций, охват аудитории и миссионерский эффект был бы гораздо большим. То же самое верно и для популярных в православном Интернете оффлайн-разделов «Вопросы священнику».

Православные до сих пор не имеют полноценного портала «для всех», который публиковал бы не только церковный календарь, новости религиозной жизни, катехизические и богословские статьи, но и материалы на разные популярные темы, такие как рассказы о путешествиях, о семье и детях, здоровье, домашнем досуге, кулинарии и пр., т. е. обо всем том, что интересует самых разных «обычных людей», ибо далеко не все будут искать в Интернете святоотеческие или богословские тексты. Этот портал мог бы также предложить пользователям ряд популярных в Интернете услуг:

• персональный почтовый ящик, где не было бы рекламы двусмысленных светских ресурсов (чатов, знакомств, развлечений);
• личный ежедневник, или планировщик заданий, позволяющий оставлять напоминания о том, что хотелось бы не забыть в будущем;
• службу отправки почтовых открыток на церковные праздники, дни ангела и рождения, и просто на разные темы, несущие разные христианские идеи и пр.;
• православную службу знакомств, где не только публиковались бы анкеты и фотографии участников, но была бы возможность расширенного поиска участников и отправки личных сообщений прямо на сайте, не прибегая к электронной почте;
• доску объявлений, содержащую разные разделы;
• поиск работы и пр.

Два года назад на Первом Всеукраинском миссионерском съезде УПЦ я высказывал пожелание, чтобы у нас появились своего рода «интернет-катехизисы», в которых ясно, просто и красиво рассказывалось бы о Православии и жизни в Церкви. К сожалению, такого проекта до сих пор не создано. Говоря об «интернет-катехизисе», я подразумеваю сайт, на котором обязательно учитывались бы особенности восприятия информации в Интернете. Если пользователь не искал целенаправленно некий определенный документ, то обычно он только «пробегает» глазами страницу наискосок в поисках ключевых слов. Поэтому для того, чтобы страница была прочитана, важно соблюдать ряд определенных факторов, таких как простота и легкость дизайна, подача информации небольшими порциями, хорошее структурирование, выделение ключевых слов и подзаголовков и т. д. К сожалению, практически нет православных страниц, на которых были бы соблюдены эти требования, то есть пока еще никто из православных не начал писать специально для Сети.

Хорошо было бы также, чтобы у нас была служба бесплатного дистанционного обучения основам православной веры. Дистанционные курсы давали бы пользователям из любого уголка мира, где есть доступ к Интернету, возможность систематизировать свои знания о Православии. Дистанционные курсы незаменимы как средство получения образования для людей с ограниченными возможностями передвижения, для слабослышащих и пр. На сегодняшний день существует единственный сайт на русском языке, предлагающий дистанционный курс по основам веры — это сайт дистанционного обучения Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Однако, обучение на курсе «Основы Православия» не бесплатное, что снижает миссионерскую ценность этого проекта. На украинском языке подобных курсов не существует вообще.

Наконец, до сих пор у нас нет хороших православных сайтов для детей. Не о детях или о воспитании, а именно для детей, разумеется, такого возраста, когда они уже сами могут читать, например, для младших школьников. Писать для детей вообще — особый дар, а писать для детей с учетом особенностей Интернета — дар еще более редкий и пока не обнаруженный в украинском и русском Интернете.

В заключение хотелось бы пожелать, чтобы у нас появились не только информационные и энциклопедические православные сайты, но больше миссионерских «сайтов для всех», которые бы были обращены «лицом» к невоцерковленным пользователям Интернета. Миссионерский сайт — не обязательно сайт катехизический. Это может быть легкий для восприятия и удобный в использовании сайт с красивыми фото и интересными рассказами о путешествиях; с кулинарными рецептами не только на праздники и посты, то есть такой сайт, на который невоцерковленным людям хотелось бы зайти не только для того, чтобы узнать что-то специально о Православии. Наша вера не сводится к «религиозным обязанностям», к «вычитыванию» молитв и участию в богослужениях. Создание и поддержка сайта в Интернете может быть важной частью нашей «литургии после литургии». Святитель Иоанн Златоуст подчеркивал значение «таинства ближнего», которое продолжается после Евхаристического таинства, то есть именно духовной жертвы, любви к ближним и служения, которое христиане должны осуществлять за пределами богослужения, в общественных местах. Такое служение возможно во всякое время и во всяком месте, и сеть Интернет — не исключение. Слово «Internet» включает в себя английское слово «net», которое означает не только паутину, но также и сеть, и это приводит к ассоциации с рыбацким неводом, которым «ловцы человеков» улавливают души в сети Благовестия Христова. Всякое время благоприятно для спасения, и всякий невод может быть пригоден для «уловления человеков».





 Священик Андрій ДУДЧЕНКО. Виклик секуляризації в Україні та наша можлива відповідь
 Священик Андрій ДУДЧЕНКО. Піст — це наш день незалежності від матеріального світу
 Священник Андрей ДУДЧЕНКО. Православный взгляд на церковное благословение
 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру