ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Влад ГОЛОВИН.   Символ веры XXI века

11.02.2005
Как человек верит – так он и живет. Другими словами, убеждения всегда влияют на жизнь. Убеждения православных изложены в Символе веры. Но практически все содержание этого соборного определения – догматическое. А в среде верующих и даже порой священников считается, что мирянам как раз не обязательно знать «все тонкости догматики», а «простая вера лучше». В итоге вместо истин Символа веры у нас порой господствует иное мировоззрение.

Сказано, например: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». А многие чают не «жизни будущего века», а только боятся пришествия антихриста, который всех заклеймит через налоговую администрацию. Самое огромное несоответствие – это то, что все верующие поют, что они веруют «во Святую, Единую, Соборную, Апостольскую Церковь», но на деле большинство такой веры не имеет. Вряд ли даже многие могут объяснить глубокий смысл этих свойств Церкви (святая, единая, соборная и апостольская). Ведь даны эти определения не ради торжественности, а отображают определенное мировоззрение, которое и называют православным. Мы ведь тем и отличаемся от всех остальных конфессий, что верим не только в Бога, но и в то, что Бог создал Церковь, которая существует уже 2000 лет, и именно она решает вопросы – как жить, как веровать, как спасться. Именно она руководит всеми верующими, которые признают ее власть. А если человек говорит, что он «православный», и выдает фразы, вроде «да что там понимают эти архиереи», то на деле он отвергает власть Церкви и власть епископскую. Это уже не православный человек, он поет Символ веры лживо.

Господство околоправославных стереотипов в современной приходской жизни можно было бы изобразить в современном «символе веры». Действительно, если бы символ веры писали бы некоторые современные «ревнители», он звучал бы совсем по-другому:

Верую в страшный и всемогущий идентификационный код, который отлучает нас от Христа.

Верую в то, что я убил царя Николая и постоянно каюсь в этом убийстве.

Верую в прозорливых старцев и в то, что все нужно делать по их советам, а все архиереи – тайные масоны и еретики.

Верую в то, что чем более некрасивую и бедную одежду носят верующие и чем ниже они склонят голову, тем большее смирение приобретают.

Верую в то, что все девушки, носящие джинсы, сгорят в аду, туда им и дорога.

Верую в то, что все еретики и сектанты будет гореть в аду вместе с девушками в джинсах.

Верую в то, что в телевизорах и компьютерах живут бесы и поэтому прокляты все те, кто на них работает.

Причем дополняется этот символ веры без решений каких-либо соборов, в зависимости от сказок очередного «старца» или выдумок приходской бабушки. К примеру, «верую, что на панихиду нужно приносить пожертвование только в виде продовольствия, иначе душам умерших нечего будет кушать».

Именно эти верования, а не Символ веры, определяют жизнь многих современных верующих. Проблема налоговых кодов приобрела такие масштабы, что Священный Синод за последние несколько лет неоднократно давал объяснения по этому вопросу. Уже не проблемы социального служения, не миссионерство беспокоит Церковь, а только «коды». Беспокоит настолько, что епископы вынуждены обращаться к этим вопросам так же, как святые отцы обращаться к вопросам – как веровать, сколько естеств во Христе, подобосущный Сын Отцу или единосущный. Какая огромная разница между этими верованиями! Ведь для того, чтобы разобраться – почему важно верить в единосущие, а не подобосущие, нужно глубоко знать учение Церкви. А в наше время спастись очень легко – не принял код – и уже ходишь, считая себя исповедником.

Что интересно – чем больше на приходе интеллигенции, верующих, хорошо знающих Православие, тем меньше там проблем с кодами и с уважением к священноначалию. Поэтому тут видится скорее проблема правильной катехизации, правильного научения вере.

Как важно вернуть осознание современности Символа веры! Например, сказано, что Бог – Вседержитель, а как часто сейчас все сваливают на случайность! Сказано что Христос – Бог Истинный от Бога Истинного – а сколько сейчас иеговистов, которые смутят многих православных аргументами в пользу того, что Христос – просто человек, а не Бог. Хорошее знание этой темы могло бы спасти многих из наших друзей или знакомых от попадания к иеговистам. Сказано, что Христос родился от Девы Марии – а сколько протестантов возмущается нашим почитанием Богородицы! Опять-таки, человек, знающий места Ветхого и Нового Завета, в которых сказано о величайшей святости Божьей Матери, если не убедит сектанта, то, по крайней мере, сможет обосновать истинность своей веры. Сказано, что мы веруем во «единую святую, соборную и апостольскую Церковь», а сколько сейчас людей, которые говорят, что «главное, чтобы Бог был в душе, а Церковь – это не обязательно». Скольких бы людей могло спасти настоящее объяснение необходимости Церкви для спасения людей. Не страшилки – крестите, чтобы не сглазили, причаститесь – чтобы не болеть, исповедайтесь — на душе легче станет. А именно вдумчивое объяснение, способное обосновать себя и Писанием, и Преданием.

Ведь как много у нас прихожан, которые бегают и ищут батюшек: «у меня сын в секту попал, а я ему не могу доказать что наша Церковь истинная», «у меня родственники в храм не ходят, и мои аргументы им не убедительны». Конечно, катехизация не приведет к тому, что все семьи у нас воцерковлятся, а секты исчезнут. Но, по крайней мере, далекие от Церкви люди смогут получить спасительную информацию от своих родственников. А у нас зачастую после первой исповеди переходят к аскетике или к пресловутой борьбе с кодами. А нужно всего лишь так мало – уметь объяснить Символ веры.





 Влад ГОЛОВІН. Невидима святість
 Елена ГОЛОВИНА. Толкование сновидений
 Влад ГОЛОВИН. Невидимая святость
 Елена ГОЛОВИНА. Почему ошибаются Адвентисты седьмого дня
 Влад ГОЛОВІН. Перший чернець на Русі
 Влад ГОЛОВИН. Как вы ребенка назовете, так он вас и .. отблагодарит
 Влад ГОЛОВИН. Дневник религиозного “фанатика” (Размышления православного юноши)
 Влад ГОЛОВИН. Если бы Евангелия писали журналисты…
 Влад ГОЛОВИН (Идея Андрея Панина). Откуда взялась печаль Виктора Цоя?
 Елена ГОЛОВИНА. Край, где все пропитано воздухом святым..
 Влад ГОЛОВИН. Ты мой сладкий грех
 Влад ГОЛОВИН. Реквием по красивой наркомании
 Влад ГОЛОВИН. Православные мученики и цивилизация комфорта
 Влад ГОЛОВИН. Вдогонку монахам
 Влад ГОЛОВИН. Personal Jesus?
 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру