ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Священник Дионисий МАРТЫШИН.   Христос или антихрист: кого мы ждем?

В разные эпохи люди пытались предсказать дату кончины мира, причем апокалиптические предчувствия усиливались c обострением всевозможных бедствий. Усилению подобного рода настроений способствовало и приближение круглых дат. Чуть ли не каждый год появляются новые “пророки” и провидцы, назначая дату кончины мира и предсказывая пришествие антихриста...

Как относиться к подобного рода предсказаниям? Всем, кто чрезмерно увлекается ими, следует напомнить слова Христа: “Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти” (Деян. 1, 7). На вопрос учеников: “Когда же это будет?” Христос ответил: “Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко” (Лк. 21, 7–8).

Тем не менее, важное место в христианском учении занимает эсхатология — обращенность к “концу” мира. Забыть об этом — значит пойти на заведомое искажение Евангельского благовестия, свести Божественное Откровение к какой-то конформистской этике. Евангелие содержит ясные указания на то, что материальному миру однажды придет конец (Мф. 24, 14, 29–30; Лк. 21, 25–27).

Многовековой исторический опыт также подтверждает то, что вопрос о последних временах и пришествии антихриста отнюдь не праздный. Более того, этот жизненный вопрос имеет не только теоретическое или чисто этическое значение, но и религиозно-практическое. Это один из так называемых вечных вопросов, окончательное решение которых человеку до известного времени недоступно и которые, тем не менее, не перестают занимать его.

Реализация процессов глобализации и интеграции в единое, так называемое “демократическое сообщество”, также обостряет религиозно-эсхатологическую проблему, ставит перед христианским сознанием вопрос о религиозном смысле истории и ее завершении, служит религиозному определению и возрождению, связанному с обетованиями и пророчествами.

Но, в то же время, каждый христианин должен осознать свое бессилие в богословском исследовании эсхатологии, так как этот вопрос относится к реальности, о которой сказано: “...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор. 2, 9).

Чтобы избежать крайностей, т.е. слишком многое уточнить или слишком многое отнести к области невыразимой тайны, попытаемся поразмышлять над этим вопросом.

Основой духовной жизни христианина является осмысление собственного бытия в свете евангельской истины и личностного общения с Живым и реальным Христом. Благая и радостная весть Нового Завета должна освящать наше сознание и наполнять нашу жизнь светом и мудростью Христовой. К сожалению, сегодня мы являемся свидетелями так называемого “эсхатологического напряжения” или просто “эсхатологической прелести”, когда современное общество находится не в радостном и светлом ожидании Пришествия Христа, а в беспокойном, унылом треволнении антихристова мрака. Сегодня люди больше слышат об антихристе, его царстве, силе, могуществе и всевластии, нежели о царствовании Христа в нашей жизни, через проявление Его милости и любви к роду человеческому. Наше сознание чаще наполняется серостью, мраком, отчаянием, беспорядком и внутренней апатией, нежели надеждой, покаянием, светом Христовой истины и оптимистической апостольской деятельностью во славу Евангелия. Мы слышим, что настали “последние времена” и уже упразднилась истина. Скоро нельзя будет посещать храмы, особенно те, где будет принят идентификационный номер и т. д. Встает один вопрос, чья это “проповедь” с призывом к “революции” и, в то же время, к социальной апатии? Разве такие настроения соизмеримы со словами Христа: “Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28, 20), “… радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна” (Ин. 15, 11), “да не смущается сердце ваше и да не устрашается” (Ин. 14, 27)?

“Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф. 16, 18) — эти слова Христа говорят нам не только о создании Церкви, но и о вечном источнике благодати, радости, милости и бесконечной любви Божьей, раскрываемой и являемой всему миру в освящающих Таинствах Церкви Христовой. Поэтому ссылки на апокрифическую, псевдохристианскую литературу о последних временах, принятие мнения о том, что нельзя уже посещать храмы, есть — без всякого преувеличения — “хула на Духа Святого”, так как мы подвергаем сомнению, с одной стороны, слова Христа о вечном Его пребывании в Церкви, а с другой стороны — отвергаем благодать Святого Духа, которая наполняет и утверждает церковную институцию.

Как только Церковь в лице своих иерархов раскрывает подлинные основы православной эсхатологии, основанной на радостном ожидании Христа, противники Церкви Христовой и некоторые верующие, поддавшиеся “антихристову треволнению и возмущению”, сразу же утверждают: “А вот говорили “старцы”, что в последние времена отступят епископы и пресвитеры от истины и правды, и будут проповедовать ложь и обман, но вы знайте, мы спасемся, малое стадо”. И вот такое прельщенное гордостью, тщеславием “малое стадо” с сектантским подходом к жизни, отвергает иерархическую основу Церкви, а в конечном итоге и саму Церковь Христову. И проповедуют они уже не слово Божие и правду Христову, а слово антихристово и ложь его.

Отступление от Бога начинается там, где мы оставляем надежду и упование на Бога, и там, где мы сомневаемся и не верим в Церковь Православную. Даже если, анализируя и размышляя, принять страшное и лживое утверждение о том, что упразднится православное храмовое богослужение, что в храме не будет благодати, ни Таинств, ни истинного священства, а в конечном итоге и самой Церкви, то зачем же совершилось на земле величайшее событие человеческой истории — Боговоплощение Господа Нашего Иисуса Христа? Вместо явления благодатного Царства Христова на земле тогда водворяется царство антихриста. В таком случае нужно признать, что диавол сильнее Бога, антихрист могущественнее Христа, и что замысел Творца о восстановлении, преображении и исцелении человеческой природы и самой жизни не осуществился, потому что силы ада поставили непреодолимую преграду. Пребывая вечно в Церкви, Господь “имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них” (Евр. 7, 24–25). Современная “проповедь” о безблагодатности иерархии Церкви, т.е. священства, по сути и по содержанию есть проповедь о “смерти” Христа, так как упраздняется живое присутствие Творца в Таинствах Церкви.

Размышляя над так называемой “эсхатологической прелестью”, видный православный богослов Владимир Лосский пишет: “Надо сказать, что нынешняя “мода на эсхатологию” не имеет ничего общего с ожиданием неминуемого пришествия Христова, ничего общего с тем новым смыслом времени, который побуждал апостолов и их учеников благовествовать иудеям и язычникам о перевороте, совершенном Христом, Победителем греха и смерти во всем космическом строе”.

И, в завершение, хочу привести слова протопресвитера Иоанна Мейендорфа: “Бог не связан никакой естественной или исторической необходимостью: человек сам, в своей свободе, должен решить, будет ли для него и для его общества грядущее Царство Божье Страшным Судом или брачным пиром. Никакая эсхатология не верна христианскому благовестию, если она не условна, то есть если она не утверждает одновременно власти Бога над историей и задачи человека, вырастающей из подлинно реальной свободы, восстановленной во Христе для созидания Царства Божьего”.


 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру