ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Василий ЗАБРОДОЦКИЙ.   Что такое религиозное чувство

Удивительное создание человек! Он прост и одновременно сложен. Как творение, ограниченное временем и пространством, он движением мысли может проникать в самые отдаленные части Вселенной. Иногда мы, рассматривая творения человеческих рук, удивляемся мудрости их создателей. Насколько же более мы должны удивляться мудрости Творца, Который наделил человека такими знаниями и умом!

Господь, создавший наше совершенное тело, вложил в нас и живую душу, которой присуще религиозное чувство. По этому поводу древний философ Плутарх говорил: “Посмотрите на лицо земли: вы найдете поселения без укреплений, без наук, чиноначалий, но не найдете ни одного человеческого общества без веры в божество”.

Душа требует от человека утоления духовной жажды. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). Именно стремление к своему Творцу и называется религиозным чувством.

Многие мыслители, философы либо определяли религию как чувство зависимости, либо оставляли приоритетное значение за человеческой волей, соотнося ее с высшей нравственной волей. Все эти характеристики, словно реки, текущие в одно море, относятся к единственному понятию. Религия может быть предварительно определена как поклонение высшим силам, но в действительности она заключает в себе нечто более глубокое и таинственное. Это живой, сознательный, свободный, духовный союз между Богом и человеком. Причем Господь постоянно ниспосылает Своему творению духовные дарования и Божественную благодать, а человек старается принять эти дары.

Религию условно можно разделить на внешнюю. Такой она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю — она открывается верующему в результате его жизни по духовным и нравственным правилам и законам. Более сложной является внутренняя форма религии. По сути, это непосредственное переживание присутствия Бога. Однако без внешнего выражения религия казалась бы замкнутой, субъективной. Поэтому наряду с теоретической деятельностью ума существует и практическая деятельность, выражающая себя при помощи культа как совокупности внешних религиозных форм.

Религии присущи такие элементы, как догматическое и нравственное учение, аскетические принципы, правила жизни и др.

Понятие религиозности не ограничивается лишь связью человека с Богом, созерцанием невидимого в душе и выражением этого общения посредством богослужебно-обрядовых форм. Оно также охватывает отношения людей между собой, то есть внутренняя религиозность должна проявлять себя всегда и везде по отношению к окружающим, должна быть деятельной и живой: “…вера без дел мертва ” (Иак. 2, 20). Не может человек быть пламенным и чутким в отношении к Богу и в то же время холодным, глухим по отношению к ближнему.

С религией и верующими во все времена велась усиленная борьба. Так, в первые века существования Церкви Христовой стали появляться всевозможные искаженные понятия истины, еретические заблуждения. Но Истина возвысила свой голос и восторжествовала. Подобные волнения были также в XI и в XVI веках. В начале XX века безбожная большевистская власть пыталась изжить из сердец людей Православную веру и насадить понятие материалистической идеологии. Это им не удалось.

Сегодня Православие возрождается. Открываются новые храмы и монастыри, увеличивается количество верующих, люди очнулись, наконец, от духовного сна и обратили свои взоры к Богу, который не попустил нам погибнуть в беззакониях наших, но возродил в нас естественное, данное Им Самим нам религиозное чувство.


 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру