ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Передняя независимая торсионная подвеска.
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Влад ГОЛОВИН.   Как вы ребенка назовете, так он вас и ... отблагодарит

10.11.2004
Возрождение Православия стало возрождением старых имен. По улицам городов в колясках возят уже не только Наташ и Алеш, но и Параскев, и Серафимов, и Евфросиний. Те, у которых хватило мужества не поддаваться давлению родственников, называют своих детей в честь святых, близких ко дню рождения ребенка, а не в честь бабушек и дедушек. Память предков, конечно, нужно чтить, но не за счет своих детей. Ведь бабушкам и дедушкам ко времени взросления внуков важнее будут молитвы, чем ношение их имени.

Разные мнения бытуют в среде прихожан — называть в честь святого, в день которого родился ребенок, или в честь святого, память которого приходится на 8-й день, или “плюс-минус две недели”. Особенно беспокоятся родители девочек, ведь женских имен в календаре не так много, как мужских, а приятных для славянского уха — и вовсе мало. При всей благозвучности имени Пульхерия и высоте жизни этой святой, в школе или в институте такой девочке придумают столько вариантов кличек, что она будет “вспоминать” об этом своим родителям всю жизнь. Такая же история с именами Мамелхва, Фелицитата, Перепетуя и т.п.

Однако никаких канонов или правил церковных для наречения имени не существует. Называть можно любым именем, даже тем, которого нет в святцах, и в этом не будет ничего неправославного. Епископ Афанасий (Сахаров) в 1957 г. писал: “У греков наряду с нашими обычными именами встречаются такие имена как Ставра, Мерула, Панарета, Панагиота, у сербов и болгар — Стоян, Драгутин, Милютин, Милош (которых нет в святцах). Даже у нас на Руси в сравнительно недавние времена русские женщины, побывавшие в Палестине, принимали имя Назарета в честь города Назарета и никто не смущался тем, что такого имени нет в месяцеслове”.

Кроме того, на Руси обычай называть в честь святых соблюдался далеко не всегда. Так, например, известный памятник древнерусской письменности “Остромирово Евангелие” было написано “рабу Божию, наречену сущу в крещении Иосифу, а мирски Остромиру”. При Грозном был боярин “Дружина Андреевич”, а в книге “Жизнь святейшего Никона, патриарха всероссийского” упоминается дьяк Алмаз Иванович.

Однако, если называть можно любым именем, то когда же праздновать именины и кого считать своим небесным покровителем? В Греции существует обычай — те, кто крещен именами, которых нет в святцах, празднуют именины в День всех святых. А небесными покровителями, конечно, будут те святые, память которых совершается в день рождения ребенка.

И еще один момент. Огромное количество имен почему-то считается неправославными — такие как Артур или Эдуард. Хотя на самом деле это святые английские короли, жившие и канонизированные еще до раскола, когда Англия была православной. К сожалению, большое количество других церковных проблем — секты, расколы, споры вокруг налоговых кодов приводят к тому, что внесение всех святых, канонизированных до раскола, откладывается “на потом”. Например, вот имена только некоторых святых, которые есть в полных святцах, но которые вряд ли сейчас считают православными:

4 сентября — прп. Зигфрида, игумена Веармутского (688) (кельт. и брит.), 24 августа — свт. Блэйна, еп. Бьюта (VI) (кельт. и брит.), 18 августа — св. Освальда, короля и мч. (642) (кельт. и брит.), 8 августа — мц. Иерусалимы девы, Византийской (греч.), 31 июля — свт. Фридриха, еп. Утрехтского (нидерл.), 30 июля — мч. принца Кенелма отрока, Уэльсского (ок. 821) (кельт. и брит.), 22 июня — св. Колумба Ионского, просветителя Шотландии (597) (кельт. и брит.), 16 июня — прп. Кэвина, отшельника и игумена Глендалофского (618) (кельт. и брит.), 16 мая — новомч. Ахмета Каллиграфа, Константинопольского (Греч.), 21 марта — свт. Феликса Бургундского, еп. Данвичского, просветителя Восточной Англии (648) (кельт. и брит.).





 Влад ГОЛОВІН. Невидима святість
 Елена ГОЛОВИНА. Толкование сновидений
 Влад ГОЛОВИН. Символ веры XXI века
 Влад ГОЛОВИН. Невидимая святость
 Елена ГОЛОВИНА. Почему ошибаются Адвентисты седьмого дня
 Влад ГОЛОВІН. Перший чернець на Русі
 Влад ГОЛОВИН. Дневник религиозного “фанатика” (Размышления православного юноши)
 Влад ГОЛОВИН. Если бы Евангелия писали журналисты…
 Влад ГОЛОВИН (Идея Андрея Панина). Откуда взялась печаль Виктора Цоя?
 Елена ГОЛОВИНА. Край, где все пропитано воздухом святым..
 Влад ГОЛОВИН. Ты мой сладкий грех
 Влад ГОЛОВИН. Реквием по красивой наркомании
 Влад ГОЛОВИН. Православные мученики и цивилизация комфорта
 Влад ГОЛОВИН. Вдогонку монахам
 Влад ГОЛОВИН. Personal Jesus?
 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру