ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Архимандрит ИЛАРИЙ (Шишковский).   Священномученик Константин Голубев (1852–1918)

22.12.2004
Начало XX-го столетия ознаменовано страшным гонением на Церковь. Как в первые века христианства мученики проливали кровь за Господа, так и в наше время свидетели веры “даже до крове” прославляли Бога и отдавали жизнь за Истину.

Новомученики ХХ века
Один из первых исповедников-новомучеников Российских - Святейший Патриарх Тихон - призывал православную паству в трагическую эпоху мужественно принять испытание и разделить с ним чашу страданий: “Если нужно пострадать за дело Христово, — зовем вас, возлюбленные чада Церкви, на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, смерть невинных овец стада Христова, — благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него”.

Бесчислен сонм мучеников Русской Церкви XX-го века — все они, уже знаемые и еще незнаемые, прославлены Богом. В этом многочисленном ряду свидетелей истины не последнее место занимает имя протоиерея Константина Голубева.

Родился Константин Алексеевич Голубев в 1852 году в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Во Святом Крещении наречен именем благоверного князя Константина, Ярославского чудотворца (память 19 сентября / 2 октября). Его отец умер, когда мальчику исполнилось девять лет. Вскоре после этого Константин поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду.

Миссионер по призванию
Когда ему исполнилось двадцать четыре года, он, почувствовав в себе дар миссионерского служения, вступил в Саратовское братство в честь Креста Господнего и по благословению епископа Саратовского и Царицынского Тихона отправился в качестве миссионера в родное село Барановку.

Константин Алексеевич был уверен, что отход от Православия возможен только тогда, когда нет церковной проповеди и подлинного просвещения. Поэтому первым делом он основал церковно-приходскую школу. Молодому миссионеру помогал настоятель местного храма священник М. Васильев. Местные власти определили ему постоянное жалование за учительскую деятельность.

Круг миссионерской деятельности Константина постепенно расширился. По благословению святителя Тихона, его утвердили учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначили миссионером Братства Креста Господнего, руководителем миссионерских бесед и основателем противосектанской библиотеки в Вольском. Еще через три года святитель Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, назначил его противосектанским миссионером Саратовской епархии.

Их число и исчислить трудно
За время своего самоотверженного подвижнического миссионерского служения в епархии (с 1876 по 1895 годы) Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в различные секты, а также утвердить в Православии более пятисот человек, хотя, по свидетельству современников, их число и “исчислить трудно”.

Деятельность Саратовского епархиального миссионерства обратила на себя внимание митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского). В то время его обеспокоила активность сектантов в Московской губернии, особенно в Богородском уезде.

Именно сюда, в Богородск, 4 марта 1895 года Константин Голубев был определен Митрополитом Сергием на протоиерейскую вакансию — не в этом ли состояла высокая оценка заслуг Константина Алексеевича на миссионерском поприще? — к Богоявленскому собору с правом предстояния между всеми священнослужителями Богородского и Павлово-Посадского уездов.

Награждения и назначения
12 марта епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники. Отец Константин быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. В том же году протоиерей Константин вошел в число обязательных директоров Богородского уездного попечительного отделения о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных. Так он совершал богослужения в тюремном храме, покуда туда не был определен постоянный священник.

За обращение в Православие опступивших от него отец Константин был награжден наперсным крестом. Весной 1896 года его назначили председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. В 1897 году он был поставлен заведующим Истомкинской церковно-приходской школы при фабрике Шибаевых, и с 1901 года состоял законоучителем при ней.

Просвещение женщин
В 1897 году протоиерей Константин Голубев был избран членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа.

“Какими будут женщины в стране, — считал он, — какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России”. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу.

В 1901 году он был избран членом Богородского комитета народной трезвости. Несмотря на загруженность, священнослужитель не оставлял миссионерскую деятельность. И кроме проповедей, в соборе организовал более десяти публичных бесед в городе и в селах Богородского уезда.

Семья отца Константина
Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. Семья его была большая, дружная, дети — а их было семеро — воспитывались в строгом православном духе. Две старшие дочери вышли замуж за священнослужителей; старший сын, протоиерей Константин Голубев, в послевоенные годы был настоятелем Свято-Троицкой церкви в Наташине (преставился в 1970 году); а младший, Леонид Константинович, по окончании Московской Духовной Академии был педагогом и директором средней школы.

Отец Константин, по свидетельству членов семьи, был духовно близок протоиерею Иоанну Восторгову. Часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Пудовом монастыре, а в приезды императора Николая был участником торжественных молебствий в Кремле.

В 1913 году преставилась супруга отца Константина, матушка Мария Никитична. Замечательны обстоятельства ее предсмертной болезни и кончины. Перед всенощной, в день памяти святителя Филарета Милостивого, батюшка прилег отдохнуть. Во сне ему явился святой Филарет и сказал: “Что же ты смотришь, ведь жена твоя серьезно больна”. В тот же вечер Мария Никитична почила о Господе — 1декабря (14 декабря).

Катастрофа 1917 года
Но вот над Россией разразилась страшная катастрофа 1917 года, а вместе с ней наступили небывалые за всю историю гонения на Церковь Христову. Докатились они и до тихого, жившего своей патриархальной жизнью Богородска, и в первую очередь обрушились на исповедников святого Православия...

Арестовали отца Константина после богослужения в апреле-мае 1918 года (по другим сведениям в сентябре-октябре; точную дату ареста установить невозможно из-за отсутствия архивных документов). Несколько дней его содержали под арестом в Богородской тюрьме. В то время в Богородске жила дочь Маргарита, бывшая замужем за учителем, а вместе с отцом — незамужняя дочь Анна.

Без суда и следствия отец Константин был приговорен к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему все же объявили, так как он передал из тюрьмы свой наперсный крест и служебник.

Священник не просил, чтобы его освободили. Он знал, что осужден на смерть и был к ней готов. Не знал он только того, что злодеи, вполне испытав силу веры священнослужителя за время его нахождения в тюрьме, избрали для исповедника мучительную казнь. Отец Константин понял это, когда она началась. Но и тогда он не просил, чтобы его отпустили. Но чтобы, уже решив убить, убивали скорее, без того мучительного изуверства, к которому прибегли палачи...

Дата кончины отца Константина неизвестна. В тот день была ненастная погода, дул сильный ветер. О подробностях гибели протоиерея Константина Голубева мы узнаем из доклада члена Всероссийского Церковного Поместного Собора 1917–1918 годов В. П. Шеина. Впоследствии он стал архимандритом Сергием, а еще позже — новомучеником. Его расстреляли в 1922 году вместе со Митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским). Не явился ли для В. П. Шеина мученический подвиг многих свидетелей веры первых лет гонения на Церковь Христову, в том числе и мученичество отца Константина Голубева, примером свидетельства за истину “даже до крове”?

Мученичество
И вот, в докладе будущего мученика мы читаем такие слова о смерти отца Константина: “При расстреле в Богородске, Московской епархии, протоиерея Константина Голубева, убийцы нанесли ему только рану; еще живого бросили в яму и стали засыпать землей. Несчастный поднимал из ямы голову и молил прикончить его; находящаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла, чтобы отца не хоронили живым. Но ничего не помогало, и злодейство было доведено до конца — его засыпали живым.”

Отец Константин прослужил в Богородске двадцать три года. Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей. Те, кто шли близко, слышали, как отец Константин вспоминал слова Спасителя: “Не ведают, что творят”.

Вот так расстреляли отца Константина на опушке соснового бора и закопали в неглубоком овраге полуживым — по свидетельству очевидцев земля над погребенным еще некоторое время “дышала”. Впоследствии пришедшие на место расстрела протоиерея закапывали торчавшие из-под земли ступни его ног и концы рясы.

Свидетели расстрела священника также вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров.

По словам старшей дочери убиенного протоиерея, Марии Константиновны, приговор привел в исполнение некий Белов. Больная совесть, очевидно, тревожила убийцу. Ему не раз являлся покойный отец Константин. И вот однажды, увидев свою жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, Белов в припадке умопомешательства принял ее за расстрелянного протоиерея. Он выстрелил в вошедшую и убил ее, а затем застрелился сам.

Многие десятилетия место кончины отца Константина почиталось благочестивыми жителями Богородска, хотя безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика. Но духовные дети и почитатели отца Константина вновь и вновь воссоздавали его, приносили на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампады и служили панихиды по убиенному протоиерею.

Причисление к лику святых
Так память о выдающемся миссионере и мученике дошла до нашего времени, когда Господь со всей силой явил славу Своего свидетеля — 20 ноября 1995 года были открыты нетленные мощи протоиерея Константина, а также останки двух других пострадавших с ним мучеников.

В 1996 году священномученик Константин Богородский был канонизирован как местночтимый святой Московской епархии, а в августе 2000 года — прославлен в лике новомучеников Российских уже для общецерковного почитания. Память его совершается 2 октября (по новому стилю). Мощи священномученика Константина почивают в Богоявленском соборе г. Ногинска (Богородска) — храме, в котором он предстоял Престолу Божию более двадцати лет.

Православные верующие Богородска и паломники из других городов приходят поклониться честным останкам священномученика Константина и иже с ним убиенных. Они хранят в сердцах упование, что эти свидетели веры Христовой первых лет гонения на святую Церковь предстоят ныне Престолу Божию в сонме бесчисленных святых Его избранников — и молятся за нас.





 Архімандрит Іларій (ШИШКОВСЬКИЙ). Про чернецтво та монастирi
 Архимандрит Иларий (ШИШКОВСКИЙ), Елена ГОЛОВИНА. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру