ЦеркваНовиниСтаттіІнтерв'юГалереяРесурсиАвтори 
Календар 

Православіє 
 Основи віри
 Церква

Літопис 
 Новини
 Міжнародні новини

Галерея 
 Події

Письмена 
 Храми і монастирі
 Церковна історія
 Богословіє
 Філософія, культура
 Православний погляд
 Православіє і педагогика
 Молодіжне служіння
 Церква і суспільство
 Порада мирянину
 Суспільство про Церкву
 Церква і держава
 Міжконфесійні відносини
 Розколи
 Єресі та секти
 Подія
 Ювілей
 Дата
 Люди Божі

Слово 
 Слово пастиря
 Інтерв'ю

Православний світ 
 Ресурси
 Нове у мережі
 Періодичні видання
 Православний ефір
 Релігійна статистика
 Электронная лавка
 Бібліотека

Послух 
 Автори



карта сайта
 Влад ГОЛОВИН.   Дневник религиозного “фанатика” (Размышления православного юноши)

Принадлежность к какой-либо Церкви сейчас не является чем-то опасным. За это из партии не исключат, строгий выговор с “последним предупреждением” не объявят. Можно даже спокойненько принадлежать к какому-то неорелигиозному течению — более непривычной личностью будете выглядеть в глазах своих знакомых. Но есть одно исключение — Православное Христианство, которое для современного полирелигиозного украинца, — который и в церковь, и к бабке, и к папе, и к кришнаитам, и к экстрасенсам — представляется каким-то диким средневековьем. Ведь здесь суровые догматы, каноны, борьба за храмы и крестные хода против Иоанна Павла II, которому весь мир аплодирует, и лишь ненормальные православные — “против”. Сегодня быть истинным православным — это обеспечить себе пренебрежение со стороны других конфессий и искреннюю антипатию со стороны среднего гражданина, который приходит в храм раз в год на Пасху, уверяя, что Бог у него в душе.
Раздумья по этому поводу автор решил изложить в виде дневниковых записей.

На улице подошли двое ребят, приглашая в “Церковь Христа”. Я согласился при условии их ответного визита, то есть, если они придут на службу в православный храм. Начали рассказывать о том, что уже были там, но Бога не нашли, а вот в «ЦХ» на них будто благословение сошло и они сразу поняли, что это истинная церковь. Я старался сказать, что они увидели обычное внимание и заботу о них от людей, которые кровно заинтересованы в том, чтобы бы сделать их послушными плательщиками десятины и многочисленных жертвований. Они не отказывались от того, что, кроме десятины, есть еще другие “добровольные” сборы, в особенности после проповедей на тему греховной сущности скупости, но уверяли, что в этом ничего плохого нет. Потом дискутировали об иконах и крещении младенцев. Не считаясь с тем, что в пользу православного взгляда я привел десятки цитат из Священного Писания, они закончили неудачный межконфесиональный диалог обвинением, тем, что у нас, мол, все “на Предании, на учении святых отцов, а не на Библии”. Если, даже, люди слепо верят в свою исключительность, разве можно от них ждать того, что они прислушаются к другой точке зрения?

Иногда отдыхаешь от хлопот и событий, если просто сидишь дома и записываешь свои впечатления. Кажется, что люди сейчас ищут не Бога, а просто комфортного мировоззрения, которое успокоило бы их совесть и не слишком обременяло высокими моральными нормами. Именно поэтому они идут и к протестантам, и к католикам, и к многочисленным неорелигиям. В такой ситуации мы действительно остаемся такой себе резервацией “нашего славного прошлого”, чем-то наподобие красивого музейного экспоната для показа туристам — а вот у нас есть еще религиозные экстремисты — православные. Грустно, но не страшно. Господь Церкви мирового влияния не обещал, наоборот сказал про “малое стадо”.

Недавно ко мне подходили Свидетели Иеговы. Наверное, я чем-то похож на потенциальную жертву неокульта. С ними вообще нельзя говорить. Если человек на мой аргумент несколько раз повторяет одну и ту же фразу, то это уже клиника. А если они с кроткой улыбкой и с уверенностью в своей правоте начинают откровенно врать, то это уже выше моих сил. Грустно, когда думаешь о людях, которым они затуманили головы, пользуясь постсоветской религиозной необразованностью. Я “избавился” от свидетелей, когда начал рассказывать историю их организации, о которой им никогда не говорили лидеры, так как боялись утратить психологическое влияние. Как сказал мне знакомый священник — это стопроцентный ход против “свидетелей” и в особенности — против мормонов.

Замечу в скобках, что каждому человеку, надо хоть немного знать историю возникновения различных “религий” и тех, кто и для чего их создал. Еще более важно знать собственную историю, историю Христианства, чтобы не быть “Иванами не помнящими родства”, которого любой заезжий “мессия” может в два счета одурачить.

В переходе на площади, как всегда, неформалы поют рок-песни. Удивительно, но только теперь я начинаю задумывать над текстами этих песен, которые их тоже отчаянно кричал в этом же переходе. При том что у нас говорят о греховности такой музыки, можно найти между нами и общие черты — и там, и там есть непринятие общепринятой системы ценностей — карьеры, высокого заработка; и там, и там сделать что-то ради друга и вместе с тем не на пользу себе является высокой добродетелью; и там и там чем-то позорным считается накопление денег и любовь к ним. Хотя того, что отличает нас, существует намного больше.

Яблуневый Спас, или говоря нормально, — Преображение Господне, один из самых радостных праздников. Радость почти такая, как на Пасху — непостижимая, светлая и необъятная. Хочется всем рассказать о том, как хорошо сегодня — и тем бабкам, которые в корзинах с яблоками на освящение стараются неудачно скрыть бутылки водки, и тем, кто отбирает не совсем хорошие яблоки на пожертвование церкви и всем нашим прихожанам. Служба закончилась, и мы с другом идем с батюшкой и несем корзину, в которую бросают яблоки, как пожертвование храму. Людей собралось много, они стали вокруг церкви, мы обходим ее, поем вместе с батюшкой: “Преобрази-и-ился еси на горе, Христос Бо-о-же, показавый ученикам славу Твою...”. А еще находятся люди, которые говорят, что счастья нет...

Был на Дне рождения у друга. После последних встреч со сдешними протестантами мне отнюдь не хотелось дискутировать на религиозные темы. Но моя молитва и крестное знамение перед едой не остались без внимания, и некоторые гости начали спрашивать об этом. Один горе-психолог старался объяснить, что церковь не права в том, что называет блуд грехом, что это нормальное явление, угнетать которое в себе — значит идти против природы. Мои аргументы о том, что эта энергия не убивается, а перевоплощается в добро, в духовную жизнь, были выслушаны только из вежливости. Казалось, ему просто приятно демонстрировать перед публикой свою эрудированность и цитировать выражения разных известных психологов и философов. Я предложил подумать над таким фактом: со времен, когда в Европе началась так называемая “сексуальная революция”, количество разводов, брошенных детей, искалеченных девичьих судеб, проституции и изнасилований значительно увеличилось. Впрочем, аргументы можно приводить какие угодно, но люди большее любят говорить, чем слушать. Я “убил” его своей откровенностью о собственном целомудрии в 24 года, и заявлением о том, что меня эти вопросы если и волнуют, то не настолько, чтобы о них беспокоится. После этих слов он решил, что я сошел с ума. Ну, и слава Богу. Апостол Павел говорил, что слово о Христе для тех, кто погибает — безумие, а для тех, кто спасается — сила Божья.

Ездили, как наши говорят, “на колхоз”. То есть в село, где на арендованной прихожанами земле выращивают овощи для столовой для бедных, которая действует при храме. «Пахали», как проклятые. Встают там люди с рассветом, а ложатся где-то около 10-ти вечера. За целый день отдохнуть можно лишь в обед. Все другое время или сорняки выдергиваем, или сено косим, или какие-то машины разгружаем. Наибольшим “трудоголиком” оказался батюшка, который, как все люди такого характера, удивлялся отсутствию подобного горения в ближних. На третий день мы с Виталиком не выдержали и стали умолять батюшку: “Благословите домой поехать, очень нужно!”. Потом мне объяснили, что почти все городские не выдерживают такого ритма работы здесь. Впрочем, увидеть настоящее христианское сообщество было для меня новым радостным открытием.

Вместе с батюшками ходили в больницу, поздравлять пациентов с храмовым праздником. Больные очень радовались, что к ним кто-то приходит, и что не с пустыми руками — мы передавали фрукты и сладости от прихожан. Некоторым в особенности нравилось, как мы поем, а кто-то и брови хмурил. Больница — это отображения мира. Те же люди, только обезображенные или превознесенные страданиями. Один из тяжелобольных сказал нам, что сейчас он счастлив, как никогда — он вымолил у Бога терпение вместо исцеления. Он даже шутил вместе с нами. Когда видишь таких людей, то все твои проблемы сразу становятся детским преувеличением.

Почитал нашу отечественную печать. Один из моих знакомых перефразировал слова профессора Преображенского: “Не читайте нехристианских газет перед завтраком — Но нет же других — Так никаких и не читайте!” Некоторые издания настолько предприимчиво борются за Поместную Церковь, что ради такого “святого” дела не жалеют совсем далеко «несвятых» слов в адрес Патриарха и Митрополита. Как журналисту мне очень “понравились” ссылка на источники информации: “говорят”, “сказал” и т.д. Попробовали бы они такие ссылки использовать в сообщениях на другую тематику... Интересно, что эти же самые издания печатают и гороскопы, и материалы об украинском язычестве. Странные люди. Поему-то они не беспокоятся тем, что греко-католики подчиняются негражданину Украины, что протестантами руководят американцы. Почему никто не беспокоится о необходимости создания Поместной Церкви Мормонов Украины и не пишет статьи о “руке Солт-Лейк-Сити”? Наши правители не раз говорили, что церковь отделена от государства, и у нас все конфессии равны. И в школы батюшек не пускают, и в вузы, и законы принимают, не консультируясь с нами. Мы не обижаемся, но какое они имеют право после этого вмешиваться в наши дела? Они же в храм заходят только тогда, когда там есть телекамеры. И в сопровождении охранников, будто знают, что Господь едва ли будет их защищать... Даже если вообразить, что будет-таки эта поместная церковь, неужели они станут заповеди выполнять, неужели в храм будут ходить каждое воскресенье, начнут исповедываться, причащаться, день начинать и заканчивать молитвой? Им просто хочется иметь атрибут собственной независимости, не больше…

По понятной причине все имена и события являются настоящими.





 Влад ГОЛОВІН. Невидима святість
 Елена ГОЛОВИНА. Толкование сновидений
 Влад ГОЛОВИН. Символ веры XXI века
 Влад ГОЛОВИН. Невидимая святость
 Елена ГОЛОВИНА. Почему ошибаются Адвентисты седьмого дня
 Влад ГОЛОВІН. Перший чернець на Русі
 Влад ГОЛОВИН. Как вы ребенка назовете, так он вас и .. отблагодарит
 Влад ГОЛОВИН. Если бы Евангелия писали журналисты…
 Влад ГОЛОВИН (Идея Андрея Панина). Откуда взялась печаль Виктора Цоя?
 Елена ГОЛОВИНА. Край, где все пропитано воздухом святым..
 Влад ГОЛОВИН. Ты мой сладкий грех
 Влад ГОЛОВИН. Реквием по красивой наркомании
 Влад ГОЛОВИН. Православные мученики и цивилизация комфорта
 Влад ГОЛОВИН. Вдогонку монахам
 Влад ГОЛОВИН. Personal Jesus?
 

© Архивная версия Официального сервера УПЦ "Православие в Украине" 2003-2006 год Orthodoxy.org.ua
(при перепечатке материалов - активная индексируемая ссылка на archivorthodoxy.com обязательна)

Каталог Православное Христианство.Ру